Часть третья. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа / 37. Явление воскресшего Господа десяти ученикам в день воскресения
Марк. 16:14; Лук. 24:36–45 и Иоан. 20:19–23)
Кратко упоминает об этом явлении св. Марк, подробно рассказывают о нем св. Лука и св. Иоанн, взаимно дополняя друг друга. По словам св. Луки, Господь явился десяти ученикам, собранным вместе (отсутствовал Фома, по св. Иоанну), как раз в то время, когда пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа еще продолжали свой рассказ, как бы для того, чтобы рассеять в своих учениках всякие сомнения и излечить их от остатков неверия. По словам св. Иоанна, это было «сущу позде, в день той во едину от суббот», т.е. поздно вечером в первый день недели. Тут св. Иоанн отступает от обычного еврейского счисления, по которому вечер есть начало другого дня. Двери дома были заперты из опасения иудеев – «страха ради иудейска»; до учеников, видимо, дошла молва, что тело Христово было украдено ими, и поэтому они вполне естественно могли опасаться каких-нибудь насильственных мер со стороны враждебно настроенных к ним иудеев.
Ин. 16:22). По словам св. Марка, Господь упрекал их за неверие и жестокосердие, что они не поверили тем, которые видели Его воскресшим, т.е. женам-мироносицам, Луке и Клеопе (Мк. 16:14).
«Сия суть словеса, яже глаголах к вам» – все происшедшее – это исполнение того, о чем Я еще прежде неоднократно предрекал вам, говоря о предстоящих Мне страданиях и воскресении.
Обо всем этом было предсказано в ветхозаветных писаниях – «законе Моисеове», «пророцех» и «псалмах», а потому всему этому и надлежало исполниться. Здесь Господь указывает на то трехчастное деление ветхозаветных священных книг, которое существовало у иудеев. Они разделяли свои свящ. книги на три отдела:
1) закон, под которым понималось Пятикнижие Моисеево;
2) пророки, под которыми разумелись почти все остальные исторические и пророческие книги, и
3) псалмы, или агиографы, к которым причислялись книги учительные и малые из исторических.
Мф. 16:19) и другим апостолам (Мф. 18:18).