13.1. Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
13.2. От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.
13.3. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
13.4. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
13.5. Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
13.6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
13.7. Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
13.8. Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
13.9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
13.10. От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость.
13.11. Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.
13.12. Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни.
13.13. Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается.
13.14. [У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.]
13.15. Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
13.16. Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
13.17. Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
13.18. Худой посол попадает в беду, а верный посланник - спасение.
13.19. Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.
13.20. Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
13.21. Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
13.22. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
13.23. Добрый оставляет наследство [и] внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
13.24. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
13.25. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
13.26. Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.