Святитель Григорий Неокесарийский о человеке и о Боге
Святитель Григорий, епископ Неокесарийский Чудотворец, или Григорий-Феодор (ок.213 — ок.270), происходил из знаменитой обеспеченной семьи, являлся потомком греческих поселенцев. Родился св. Григорий в Неокесарии Понтийской. Обладая хорошим образованием, полученным св. Григорием благодаря своему знатному происхождению, он устремился к возможности его реализации в качестве адвоката, что привело его вместе с его братом Афинодором в Кесарию Палестинскую. Там он познакомился с Оригеном и стал его учеником. О жизни св. Григория можно узнать из его труда «Благодарственная речь Оригену».
Плодотворное влияние Оригена на св. Григория принесло свои плоды. Св. Григорий выстраивает свою богословскую систему, в которой прослеживаются отголоски оригеновского богословия. Во всем своем богословии св. Григорий огромное значение уделяет двум значимым моментам. Самым важным в человеке св. Григорий видит душу. В душе человека сокрыто основание всей его природы и возможность реализации этой природы посредством соприкосновения ее с Богом. Другим важным моментом богословия св. Григория, является схожее с Оригеном представление о простоте природы Троичного Бога. Соединение двух разных природ — сложной человеческой и простой Божественной, что в основе своей невозможно, — является одним из главных вопросов в богословии св. Григория, относящихся к представлению о человеке и о Боге в контексте живых разноприродных личностей.
Человек святителя Григория Чудотворца
«Природа человек состоит из души и тела. Поэтому человек во всех отношениях ниже своего Творца» [12]. Человек представляется св. Григорием как состоящий из души и тела. Надо заметить, что во всем своем учении о человек, св. Григорий всячески избегает говорить о человеческом теле, выставляя на первый план душу, что характерно для него как для ученика Оригена. Для св. Григория важен вопрос человеческой душе, он видит именно в душе человека возможность соприкосновения с Богом. Так как Бог прост по своей природе, то и душа тоже проста. Она заключена в тело человека, но не как в Платоновскую «могилу души», а как в нечто грубое, и потому является естественным, что ее природа более проста по отношению к грубому телу, что дает ей возможность соединения с Богом. «Душа проста, обнаруживается из того, на основании чего преимущественно доказано, что она бестелесна» [11].
Но душа не существует сама по себе, она может существовать исключительно только с телом и только в нем. «Если она расположена возле тела, как камешек возле камешка, то душа будет телом, но тело не будет одушевлено всецело, потому что она будет лежать [только] возле некоторой части его» [11].
Душа не может существовать без тела, так же как и тело без души, но в отличие от тела, душа — это нечто простое, несложное в человеке, что является неким корнем его существования. Для человека, по мысли св. Григория, душа есть двигатель всего человека, и именно она способна из-за своей простоты соединить человека с простой природой Бога. Что при творении человека, по мысли св. Григория, закладывается Богом в человека. «Он берет не видимое в человеке, но умопостигаемое, ибо видимое сложно, а Бог прост и несложен» [12].
Человеческой душе свойственно ощущать механические воздействия на тело человека, она чувствует на себе последствия механических повреждений тела, — так Душа Спасителя при сошествии Его в ад, носила на себе отпечатки ран, оставленных на теле. Это мы можем увидеть из текста тропаря канона Великой субботы: «Ад встретившись с Тобою, Слово, ожесточился, видя смертного обоженным, изъязвленным ранами и вместе — всесильным, но погиб от страха пред этим образом» [21]. Из этого видно, «что с разделением тела от души не разрушается ипостась человека» [15].
Так же и душа, по мысли св. Григория, имеет влияние на тело человека. Так св. Григорий приписывает душе те качества, которые обычно приписываются телу человека: «Но так как наши речи суть не иное что, как некоторого рода образы чувств нашей души» [6]. «Душа порождает множество беспредельных мыслей, однако и не разделяется от того, что претерпевает процесс мышления, и никогда не оскудевает в обилии мыслей вследствие предшествовавших в ней мыслей» [13].
Душе так же свойственно притягивать к себе души других людей, такое понимание свойств души у св. Григория, можно назвать необходимостью взаимного общения κοινωνία ((взаимо)отношение, (со)участие, общение, связь1См. Словарь Дворецкого). Такое общение обосновано тем, что личности, как разные ипостаси, имеющие единство в Боге, имеют нужду в общении посредством взаимных отношений или участий всех личностей в Боге, но, при этом, не нарушая своей индивидуальности. Такое положение вещей обусловлено св. Григорием, притяжением, в духовном смысле, сильной души к слабой: «Ибо не более сильное, само в себе имеющее достаточно сил, по собственному побуждению хотело бы быть связанным с слабейшим, но слабейшее, нуждающееся в поддержке сильнейшего, должно быть соединено с сильнейшим и быть в зависимости от него, чтобы одно, пребывая в себе самом, не потерпело никакого вреда от своего общения с слабейшим, a [другое] неупорядоченное в себе, будучи связано и соединено с сильнейшим, не причиняя никакого вреда [первому], силою уз было бы подчинено лучшему» [6]. Именно взаимное общение человеческих душ, посредством притяжения одной к другой, у св. Григория, приводит нас к той мысли, что человеческая душа, неразрывно связанная с человеческой личностью, имеет нужду в общении. Так в «Великой» или «мирной» ектенье православного богослужения, мы просим Бога, чтобы он избавил нас от всякой «нужды». «В славянской версии следующего прошения — о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды — для одного греческого слова не нашлось соответствия» [19]. В греческом тексте ектеньи стоит καὶ ἀνάγκης [16], происходящее от ἀναγκαῖον (необходимость, настоятельная потребность)2См. Словарь Дворецкого. Смысл данной ектеньи сводится к прошению о том, чтобы в нас не угасла необходимость, настоятельная потребность и возможность в общении друг с другом в Боге. Человек, устроенный, по мысли св. Григория, по образу Троичного Божества, также имеет потребность в общении, как и Лица Святой Троицы непрестанно имеют общение в любви между Собою [17]. Из этого следует, что общение душ человеческих происходит из потребности взаимных отношений, важных для человека, как показатель индивидуальности, сводимой в единство, по аналогии с Троичностью Божества.
Образ и подобие Бога в человеке имеет отображение в его устройстве. По мысли св. Григория, Бог устроил человека по образу и подобию Своему — так же Троично. «Отец, Сын и Святый Дух Троица единосущная. И в нас, созданных по образу Божию, есть ум, слово и дух, три нераздельных и равных» [14]. Говоря о Троичном образе и подобии в человеке, св. Григорий видит здесь, прежде всего, схожесть различных природ. По мысли св. Григория, природа Бога проста, а природа человека сложна. «Сущность Божия совершенно проста и неделима» [13], «Но природа людей ненасытна, человеческая природа же погибает и разрушается» [8],[14].
Разница в природах для св. Григория есть основной богословский вопрос, — соединение несоединимого (сложной человеческой и простой Божественной природ), происходит посредством человеческой души. Именно душа полностью, по мысли св. Григория, имеет простоту природы и тем самым уподобляется Богу. «Душа проста, потому именно, что она несложна и не состоит из частей» [11]. Бог так же прост по Своей природе, потому что не имеет какого-либо сложения «Его сущность не состоит из разных взаимно себе противоречащих сущностей» [12]. Здесь стоит понимать, что Бог отображается в душе человека. Душа человека есть схожее по существу вещество с Богом. Важно понимать, что понятия ουσία (сущность)3См. Словарь Дворецкого и φύσις (существо, тварь, природа, естество)4См. Словарь Дворецкого в теологической и философской науках имеют обозначения существа и его сущности, по факту обозначающих природу существа. Но если более подробно рассмотреть два этих теолого-философских термина, то мы увидим, что греческое слово ουσία это — (сущность, субстанция, индивид, бытие)5См. Словарь Дворецкого, а φύσις конкретно указывает на природу, как внешний фактор проявления сущностного бытия. Так ουσία имеет в себе нечто глубинное, существующее именно в своем бытии, индивидуальное. Когда св. Григорий говорит о сущности Бога, он имеет в виду конкретно Его внутреннее Божественное индивидуальное Бытие. Говоря о душе, называя ее по природе простой, св. Григорий имеет в виду то, что она не имеет в себе индивидуально-бытийного сущностного начала Бога, но схожа лишь с Ним по φύσις как внешнему схожему признаку природы. Такой внешний фактор природы души и делает ее схожей по своей природе (фактуре или внешнему признаку в данном случае как св. Григория отсутствия 1) телесности 2) грубости [11]) с Богом. Так же и Божественная природа как ουσία (внутреннее существо) не имеет ничего телесного и грубого.
Сложение неслагаемого, по мнению св. Григория, происходит во Христе. Именно в Богочеловеческой природе Христа и произошло соединение двух несоединяемых природ. Но при соединении этих природ или сущностей, ни одна из природ не поглощает другую природу, и, что крайне важно, не дополняет ее. «Бог всегда пребывает одним и тем же, что пристойно совершать Богу — помощнику и может измениться в мой [человеческий] образ, однако пребывая в своей неизменяемости, и быть всем, будучи вне всего» [12].
Говоря о Боговоплощении как естественном действии Божественного промысла о человеке, св. Григорий говорит о том, что Бог соединяется с человеческой душой не призрачно, а реально принимает все человеческое естество, в том числе и тело, посредством которого Он претерпевает страдание за человеческий род. «Ибо Господь славы явился в человеческом образе, восприняв человеческое домостроительство на земле, и Своими делами исполнил закон за людей, а Своими страданиями разрушил страдания, и смертью упразднил смерть, воскресением же воссияла жизнь» [9].
Смерть в человеке побеждается смертью Христовой. Весь человек воспринят Христом от рождения до его смерти и естественного воскресения. Божественный замысел о человеке воплощается в действие домостроительства Божьего о человеке. Бог ради человека, по мысли св. Григория, вселяется в Пречистую Деву, чтобы родиться от Нее по человеческому естеству, при этом Божественная природа сохранилась «сокрывшая в грубом веществе человечества лучезарное сияние Своего Божества» [5].
Бог ради человека готов на добровольные страдания, хотя природа Божия проста и неизменяема, она не может претерпевать и страдания, но, своей волей Бог, который из небытия все приведший в бытие, теперь ради человека принимает вольные страдания. Св. Григорий говорит о возможности страдания Бога как о Его воли θέλημα (воля, желание)6См. Словарь Дворецкого. «Он свободен и Своею волею господствует над всем, и силою Своею, превосходящею все. Он может все совершать. Кого никто не может подвергнуть страданиям и Кому никто не может противостоять, — можно воспрепятствовать совершить то, что Он хочет» [12]. Воля — есть неотъемлемая часть природы. Св. Григорий говорит, что природа не влияет на волю, но воля есть природное действие, что говорит о том, что «всемогущая природа Божия никогда не может воспрепятствовать Ему, делать то, что Он хочет» [12]. Природа не препятствует своей воле, но всецело единосозвучна с ней. Если природа и воля имеют расхождения, то любое совершаемое волей действие было бы не свойственно природе существа. Так в человеке расхождение природы и воли после грехопадения есть противоестественное действие. По мысли св. Григория, нарушение единства природы и воли в человеке приводит к тому, что: «как природа, так и воля — каждая влечет человека в свою сторону» [12], вследствие чего человек уклоняется ко греху от благости Божией, изначально заложенной в человеке, так как Бог благ и сотворил человека благим. Такое положение вещей приводит к конфликту природы и воли в человеке, воля обретает греховную наклонность, что в итоге влечет за собой смерть. Естественным действием воли в человеке можно считать исключительно только устремление к Богу как Первообразу, хотя человек и имеет свободу воли, но все же, «свобода Бога в деле спасения человека оборачивается для человека свободой выбора между добром (следованием Закону) и злом. То есть не дает человеку истинной свободы — следования своей благой природе» [1].
Для спасения человека, по мысли св. Григория, важен нравственный критерий жизни человека. Нравственная жизнь по заповедям Божиим помогает человеку достичь желаемого спасения, но вершиной нравственной жизни человека, по мнению св. Григория, является достижение человеком спасения в результате мученической смерти за Христа. Мученичество за Христа ставится св. Григорием выше всяческих добродетелей, он говорит: «мученики пляшут на голове дракона и презирают всякий вид пыток, они жители неба, для них врата небесные отверсты, их носят на руке благости, для них уготован непроходимый эфир для совершения пути по нему человеческими ногами» [4].
Мученическая смерть — это не смерть, происходящая в человеке вследствие греха, как нечто страшное и конечное, а плавный безболезненный переход из одного состояния в другое. Физическое воздействие, осуществляемое над телом мученика в момент его умерщвления, в отличие от смерти противоестественной, не вызывает болезненных ощущений, а наоборот, только укрепляет его тело и дух. «Мученики — это борцы (αθληται) веры; их мучение — это «подвиг» с оттенком торжественности, αγων. μαρτυς, следовательно, не пассивный (мученик a participio passivi) страдалец, а герой — деятель» [2].
Мученическая смерть за Христа не ощущается болезненно для человека, как новая, доселе неизвестная приобретенная Адамом в раю после грехопадения смерть. Мученическая смерть за Христа – это не кара или наказание за грех, отталкивающее человека от смерти. Смерть, приобретенная Адамом в раю является неестественным нарушением природы человека, вызванным нарушением воли и вызывающая в человеке дискомфорт от одного вида или мысли о ней (смерти). Мученическая смерть за Христа — это волевое желание в природе человека, устремленное к благости Божией, дающее возможность изменить свою смерть, сделав ее безболезненным радостным событием для человека. Мученическая смерть за Христа способна избавить человека от печати смерти, полученной Адамом после грехопадения. Такая смерть дает возможность воле быть ее единым целым с природой в человеке, не имея никаких расхождений. Мученическая смерть за Христа — это реальное совершенствование человеческой личности, героизм, порой не известный никому, даже самому мученику до момента его мучений. Мученичество, по мысли св. Григория, стало возможным благодаря Жертве Христовой и является для человека «залогом всеобщего воскресения и нетления» [10].
Бог святителя Григория Чудотворца
«Исповедуем единого Бога истинного, единое начало, и единого Сына, истинного Бога от истинного Бога, естественно имеющего Отчее Божество, т. е. единосущного Отцу, и единого Духа Святого, по естеству и поистине освящающего и обожествляющего всех, имеющего бытие из сущности Бога» [9]. Концепция Триадологического богословия св. Григория основывается на простой природе Божества. Троица св. Григория — это сведе́ние во Единицу Трех Лиц Святой Троицы. Сложность такого понимания Лиц Св. Троицы заключается в том, что в единую природу простого Божества сводится Три разных Лица (ипостаси) Св. Троицы. Такое положение вещей в основе своей практически невозможно, так как Бог прост по своему естеству, соответственно сведение Трех Лиц во единую природу может нарушить его простую сущность. В Триадолгии св. Григория именно сведение в Единицу Трех и есть проявление простой природы Божества. «Мы же веруем, что три Лица, имея единое Божество, являются как Отец и Сын и Святый Дух; ибо Божество, свидетельствуемое естественно единым в Троице, утверждает единство естества» [9]. Единство естества в Боге и есть проявление простоты Его Божественной природы. Бог прост и неделим в своем существе — это все, что мы можем сказать о Божественной природе. Сущность Бога непознаваема, так как это Его бытийное качество, по факту относящееся к Его внутреннему содержанию. Все, что образует Его как Бога, просто и что указывает на Его сущностный бытийный мир, тоже просто. В Своей бытийной основе Бог прост, Он «святой, бессмертный, вечный, неприступный, неизменный, непреложный» [5].
Святость, бессмертие, вечность, неприступность, неизменность, непреложность в основе своей имеют простейшие действия. Святой не имеет склонности к неестественному действию греха. Бессмертный не подвержен изменениям и деформации, приводящим к смерти посредствам болезней. К непреступному невозможно подступить, узнать, что у него внутри. Мы не знаем его, кто он есть на самом деле. Неизменный не поддается каким-либо изменениям, склонностям, приводящим к непостоянству. Непреложного ничем нельзя измерить, он всегда остается выше всякого измерения. Если природа не поддается изменениям, сложным действиям, то такая природа является простой и неизменяемой ни при каких условиях по отношению к сложной, всегда динамически изменяемой природе. Такие две природы не смогут познать друг друга, проникнув одна в другую.
Св. Григорий называет сущностью Божества именно единое неизменяемое бытийное глубинное качество простой природы. Бог Троица, по мысли св. Григория, происходит не посредством сложения Трех в Единое, а пребывания Трех в Единой природе Божества. Бог прост, соответственно, сложение может привести к усложнению самой Божественной природы, что, по мысли св. Григория, недопустимо. «Богом единым мы называем Троицу, но не в том смысле, будто мы познаем единого из сложения трех (ибо все, что составляется из сложения, несовершенно), а так: что́ есть Отец в смысле начала и рождения, это есть и Сын, образ и рождение Отца» [9]. Сложение и сведение в основе своей имеют качественные различия. Сложение — это действие, в котором складываются разные величины для достижения единого, более высокого коэффициента, что в Боге приводит либо к модулизму (modus, от лат — мера; способ; образ, вид), либо субординационизму, что недопустимо. Так Три Лица Пресвятой Троицы имели бы измерения, что недопустимо для простой природы Творца. Сведение — это приведение тождественно-сущностных друг ко другу, или, как в Троице, нахождение в единой сущности (природе) разных реально и ипостасно существующих Божественных Лиц, которые, по мысли св. Григория, едины, «т. е. Бог от Бога, и Духа равным образом называем Божиим, и это естественно по тожеству сущности, а не по причастию Бога» [9].
Для различия Лиц в Троицы св. Григорий вводит в Троичную сущность понятие «ипостась» (ὑπόστασις), обозначающий характер Лиц Пресвятой Троицы. «Един Бог, Отец Слова Живаго, Премудрости ипостасной и Силы и Образа (χαρακτήρ) вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного» [7].
Ипостась, в отличие от характера, более сложный богословский термин. Так, χαρακτήρ — это «отличительная черта, особенность, своеобразие»7См. Словарь Дворецкого, а ὑπόστασις — «осадок, отстой, поддерживание»8См. Словарь Дворецкого. Термин «ипостась» изначально бытовой, обозначающий нечто физического плана, но со временем плотно укоренившийся в богословии именно как термин для обозначений Лиц Пресвятой Троицы. По мысли В. В. Болотова, он происходит из сложения слов: ὑπὸ и ἴσμι [3]. Для более правильного понимания ὑπόστασις стоит рассматривать в контексте другого термина — οὐσία, «сущность». «Οὐσία имеет такое же отношение к ὑπόστασις, как общее к индивидуальному, например, «животное» к «известному (такому-то) человеку». Каждый из нас причастен бытию по общей форме существа и вместе с тем есть такой-то или такой-то по своим личным особенностям» [3]. Сущность по отношению к ипостаси — это нечто внутреннее, а ипостась — индивидуальный, можно сказать, внешний фактор. То, что в отличие от сущности проявляется, но неразрывно связанно с самой сущностью. Ипостась — это некая сущностная личина, находящаяся в самой сущности, то, что можно увидеть (лицо или действия лица). «По своему суффиксу слово ὑπόστασις указывает не на предмет, а на процесс, и значит скорее «существование (как факт)», чем «существо» или «нечто существующее» [3]. Χαρακτήρ это скорее действие, отличительная черта, род деятельности, что заключается в ὑπόστασις. Данный термин используется св. Григорием: «Ибо Лицо каждого показывает, что оно существует самостоятельно и ипостасно; Божество же является собственным Отцу, и когда бы ни говорилось о едином Божестве трех, этим свидетельствуется, что свойственное Отцу присуще Сыну и Духу» [9]. Существование каждого Лица в Св. Троицы самостоятельно — это и есть χαρακτήρ, отличительная черта ὑπόστασις, то есть, сама ὑπόστασις Лиц Пресвятой Троицы. «При этом единая сущность Троицы признается «сверхсущностной» и «самосущностью», превосходящей всякое понятие сущности, а совершенное ипостасное начало (τελεία (точка)9См. Словарь Дворецкого ὑπόστασις) в Боге признается отличным от природы, причем таким, которое существует «само по себе» [18].
Также к ὑπόστασις можно соотнести термин πρόσωπον (лицо, обличье, внешний вид, поверхность)10См. Словарь Дворецкого. Πρόσωπον как лицо относится к внешнему фактору ὑπόστασις. Лицо, облик или внешний вид указывает на образ Лиц Пресвятой Троицы, на Ее ипостась. Ипостась имеет отдельное лицо и воспринимается в Троице как отдельная личность, со своим характером, обликом, видом, действием и лицом. При этом ипостась никак не влияет на нарушение простоты природы Божества, на Его сущность, так как, по мысли св. Григория, «Бог всегда пребывает одним и тем же» [12]. Его простая Божественная природа не нарушается в Нем несмотря на наличие в ней Трех свободно существующих ипостасей. «Сжатым выражением всего учения св. Григория о Св. Троице служил установленный им в Понтийской церкви и в ней сохранившийся до дней св. Василия Великого образ славословия, который имел такую форму: «Тебе Богу и Отцу честь и слава с Сыном и со Святым Духом» (σοὶ τῷ θεῷ καὶ πᾰτρῷ ἡ τιμὴ καὶ ἡ δόξα μετὰ τοῦ υἱοῦ σύν τῷ πνεύματι τῷ ἁγίῳ)» [20].
Заключение
Святитель Григорий Неокесарийский Чудотворец, отец раннехристианской церкви Доникейского периода. Его богословская система — это неоспоримый вклад в христианское богословие последующих веков. Будучи учеником Оригена, он смог впитать в себя лучшие моменты учения этого древнего богослова и отразить их в своем богословии. Его представление о простоте природы Бога, очищенное от предрассудков оригеновского учения, вошло в христианскую триадологию как неоспоримый авторитетный вклад. Его «Изложение веры» является подложкой для Символа веры Православной Церкви. Именно учение о простоте природы Бога даст отцам Каппадокийцам, а в особенности святителю Василию Великому (бабушка которого, святая Макрина, была крещена св. Григорием), утвердить в богословии Православной Церкви понятие о Троице как об Отце, Сыне и Св. Духе – Троице единосущной и нераздельной. Именно благодаря св. Григорию православие Восточной Церкви сможет говорить о Боге в отрицательных категориях, боясь нарушить единую простую природу Божества.
Св. Григорий внес существенный вклад и в антропологию, очистив оригеновское учение о душе, сформировав правильное представление о ней как о простой, бестелесной, не состоящей из разных частей, всегда находящейся в человеке простой природе, душе, по своей форме схожей с простой природой Божества. Св. Григорий увидел в человеке отображенную любовь Божию, которая заключена в простой природе души, а также во всем, что есть в человеке, и даже в смерти. Боговоплощение Христа и Его страдание на Кресте за человека упразднили смерть как кару и наказание, теперь человеку открыто нетление и бессмертие, приобретение которого, по мысли св. Григория, возможно в мученической смерти за Христа. Можно увидеть, как он в своих произведениях восхваляет и прославляет этих святых мужей, которые добровольно идут на страдания ради Бога. В этом заключается любовь, которая превозмогает даже смерть как конечное и страшное для человека. Св. Григорий видит в мученичестве за Христа Божественную любовь и заботу о человеке. Дело остается за самим человеком, который должен управлять своей волей и направлять ее к Благому Творцу.
Богословие Святителя Григория Неокесарийского Чудотворца — это великий поэтичный орган, который является не сухим рационализмом, а живым познанием Божественной Личности Творца через спасение своей человеческой личности.
Смотрите также:
Святой мученик Иустин философ. О человеке и Боге;
Святитель Феофил Антиохийский о человеке и Боге;
Священномученик Ириней Лионский о человеке и о Боге;
Татиан Ассириец. О человеке и о Боге;
Священномученик Ипполит Римский о человеке и о Боге;
Ермий Философ о человеке и о Боге.
Священномученик Ипполит Римский о человеке и о Боге;
Климент Александрийский о человеке и о Боге.
Литература
- Беневич Г. Статья. О возможности и невозможности всеобщего спасения. //URL: http: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/36/373/page53.htm (дата обращения 15.05.2020).
- Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. //URL: http: https://www.litmir.me/br/?b=92335&p=1 (дата обращения 15.05.2020).
- Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. //URL: http: http://www.odinblago.ru/bolotov_origen/17 (дата обращения 16.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. Беседа на всех святых. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/beseda-na-vseh-svjatyh/ (дата обращения 11.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. Беседа в честь Пресвятой Богородицы, Приснодевы. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/beseda-v-chest-presvjatoj-bogoroditsy-prisnodevy/ (дата обращения 11.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. Благодарственная речь Оригену. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/blagodarstvennaya_rech_origenu/#note9_return (дата обращения 09.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. Изложение веры. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/izlozhenie_very/ (дата обращения 11.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. Переложение Екклезиаста. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/perelozhenie_ekkleziasta/ (дата обращения 11.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. Подробное изложение веры. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/podrobnoe_izlogenii_very/ (дата обращения 11.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/pohvalnoe-slovo-v-chest-pervomuchenika-i-diakona-svjatogo-stefana/ (дата обращения 12.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. К Татиану краткое слово о душе. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/k_tatianu_kratkoe_slovo_o_dushe/#sel=21:1,21:3 (дата обращения 09.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. К Феопомпу о возможности и невозможности страдания для Бога. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/k-feopompu-o-vozmozhnosti-i-nevozmozhnosti-stradanija-dlja-boga/ (дата обращения 11.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. К Филагрию о единосущии. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/k_filagiju_o_edinosushii/#note1_return (дата обращения 11.05.2020).
- Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Свт. Фрагменты творений св. Григория Чудотворца. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/fragmenty-tvorenij-sv-grigorija-chudotvortsa/#note11_return (дата обращения 11.05.2020).
- Иерофей (Влахос) митр. Статья. Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых. //URL: http: https://pravoslavie.ru/35659.html#_ftnref5 (дата обращения 13.05.2020).
- Литургия свт. Иоанна Златоуста на греческом и церковнославянском языках. .//URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/greek/liturgija-svt-ioanna-zlatousta-na-grecheskom-i-tserkovnoslavjanskom-jazykah/ (дата обращения 13.05.2020).
- Лосский В. Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. .//URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/3 (дата обращения 12.05.2020).
- Мефодий (Зинковский) иером. Статья. История термина «ипостась» и его богословское употребление. //URL: http: http://metaparadigma.ru/ypostasis/ (дата обращения 16.05.2020).
- 19 Михаил Асмус, иерей. Статья. Ектения. Приглашение к молитве.//URL: http: http://www.k-istine.ru/base_faith/liturgika/liturgika_asmus.htm (дата обращения 13.05.2020).
- Сагарда Н. И. Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие. . //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagarda/svjatoj-grigorij-chudotvorets-episkop-neokesarijskij-ego-zhizn-tvorenija-i-bogoslovie/3_4 (дата обращения 16.05.2020).
- Страстная Седмица во Святую и Великую Субботу. Полунощница во Святую и Великую Субботу. //URL: http: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7sb_pln.shtml (дата обращения 13.05.2020).