Татиан Ассириец. О человеке и о Боге
Татиан Ассириец – апологет II века, ученик св. Иустина Философа. После смерти св. Иустина Философа, увлекся гностическими идеями, впал в ересь. Его апология «Речь против Эллинов» не противоречит богословскому взгляду христианской Церкви о человеке и о Боге. Человек Татиана – разумное существо, сотворенное по образу Божьему. Человек состоит из тела и души. В душе обитает Дух, связывающий человека и Бога. Дух облечен в душу, душа в тело. Человек смертен как телесно, так и душевно, но если в душе обитает Божественный Дух, то душа бессмертна. Дух призван воскресить человека, соединив его с его же душой, бывшей у него до смерти, а также восстановить его же тело. Татиан убежден, что Св. Дух обитает не только в человеке, но и во всех творениях. Мир представляется Татианом сотворенным и причиной творения является Бог. Материя не совечна Богу, но творится Им. Мир духов сотворен раньше мира человеческого, но человек является центром этого творения. Бог Татиана – Троица. Слово единоприродно с Отцом. Отец, посредствам Слова творит мир. Слово творится Отцом раньше создания этого мира через отсечение, что указывает на ипостасность Слова. Св. Дух является посредником между миром и человеком, Он же есть Слово. Св. Дух воспринимается Татианом по-разному, как Дух Божий, дух человеческий, звено между миром и Богом, Богом и человеком, а также важным зерном воскресения человека. Бог и человек у Татиана есть живая неповторимая Личность.
Ключевые слова: Бог, Троица, Отец, Слово, Божественный Дух, Св. Дух, Дух, человек, душа, тело, ипостась, воскресение, Татиан.
Татиан Ассириец. Ученик святого мученика Иустина Философа, раннехристианский апологет II века. Христианские богословы неоднозначно относятся к его богословской системе, прежде всего потому, что в конце своей жизни Татиан стал гностиком. И уже блаженный Ириней Лионский подвергает его богословскую систему критике, называя ее ересью. С другой стороны, по мысли многих более поздних христианских авторов, первоначальный богословский взгляд Татиана, изложенный в его «Речи против Эллинов», вполне соответствует единой богословской картине представлений о человеке и о Боге, в контексте Богословия личности того времени.
Человек в богословской системе Татиана
«Ибо человека нужно почитать по-человечески; но бояться должно только Бога» [8]. Татиан в своей богословской системе, касающейся представления о человеке, недалеко уходит от своего учителя, св. Иустина Философа. Его представление о человеке, так же как и у св. Иустина складываются из Священного Писания Церкви Христовой. Его взгляд противоречит эллинской мысли в том, что «он, решительно восставая против учения о совечности Богу материи, понимает мир, как состоящий из материи и духа» [4с,91]. В его понимании, материя есть творение Божие, она не совечна Ему, но Бог творит ее. Для Татиановской богословской системы представлений о материи, характерно, что материя творится посредством Духа. Дух используется, как некое звено между нетварным Богом и тварным миром. Концепция соединения посредством Духа усматривается у него так же и в творении Богом человека. Для Татиана Дух не есть что-то отдельное в Боге или человеке, но скорее всего это некий синтез для соединения Бога и человека, а в человеке и всего мира. «Итак, нам должно теперь искать снова то, что потеряли, соединить свою душу со Святым Духом и вступить в союз с Богом» [8].
Для Татиановского представления союза между Богом и человеком посредством Духа, характерно, что Дух, обитая в душе человека, является живительной силой души, которая, по мнению Татиана смертна, но только Дух может сделать ее бессмертной. «Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна» [8]. Соприкосновение со Св. Духом, посредством обитающего в душе Духа возможно только через нравственно-аскетический критерий христианской веры и при соответствии данным критериям, смерти души, по мнению Татиана, может и не быть.
Татиан представляет человека так: дух облечен в душу, а душа в тело. Согласно мнению Татиана, человек имеет бессмертные тело и душу, и бессмертны они благодаря Духу, который находится в душе. Он называл это духовное начало даром, сообщаемым во времени от Духа Божия [2с,308]. Несмотря на то, что в понимании человека Татианом вкрадывается понятие духа, он является дихотамистом. Он представляет человека, состоящего из тела и души. Дух, живущий в человеке, стоит, скорее всего, отожествлять с Логосом. Так как именно «Логос есть во всем и во всех существах, и кто познавал Бога, тот познавал через живущего в нем Логоса» [6с,30].
По мысли Татиана, творение человека происходит после творения ангельского мира. Этой части своего богословского учения он уделяет большое значение, так как мир духов имеет влияние на человека. Мир духов воспринимается Татианом, как мир между Богом и человеком. «За пределами неба находится высший мир, который не знает перемен погоды, но имеет благодатный воздух, постоянный день и свет, недоступный для здешних людей» [3с,162]. Процессы, происходящие в мире человеческом – есть следствие процессов происходящих в мире духов. «Эти последние сделали людей жертвою своею отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости» [8]. Так же как мир видимый и человек, мир ангельский (духов) связан с Богом посредством Духа. Татиан говорит: «Дух есть в звездах, в ангелах, в растениях, в водах, в людях, в животных, и хотя он один и тот же, но он имеет в себе различия» [8]. Именно нарушения соединения с Духом повлекло за собой падение первого ангела. Этот же ангел и стал искусителем первых людей.
Для Татиановского богословия, существует строгая концепция согласно которой мир духов является промежуточным миром между Богом и миром человека. Но человек в этой картине мира стоит выше, чем мир ангельский. И хотя человек и увлекаем духами, но человек в силе преодолеть нападки со стороны мира духов. Так как человек, по мнению Татиана, самое наилучшее творение Божие. «Дабы как Бог бессмертен, так и человек, получивший причастие божества, имел также и бессмертие» [8]. Бессмертие человека является наиважнейшим вопросом в концепции целостности человека у Татиана. Именно бессмертие роднит нас с Богом, делая нас его образом и подобием. Бог творит человека бессмертным и смертным по мысли Татиана. Бессмертие возможно только тогда, когда душа соединена с Божественным Духом, а это возможно только тогда, когда человек находится в теле. Потому что Тело «содержит душу», плоть для него является «узами души» [4с,92]. Такое представление Татиана о плоти и душе приводит к тому, что тело, как и душа, соединенная с духом, бессмертны.
Татиана заботит и то, что же будет с человеком после его воскресения. Как и его учитель, Святой апологет Иустин Философ, он говорит о важности нравственно-аскетического критерия христианской жизни. В своих апологиях Татиан обличает эллинов за невоздержанность. Именно невоздержанность в этой жизни, будет пагубна для человека после его воскресения. «Умри для мира, отвергнув его безумие; живи же для Бога, и познав Его отвергни древнее рождение» [8]. Для воскресения важен дух, который оживит душу и тело человека. Душа сама по себе смертна, она есть тьма, а дух есть свет, который вселяется в душу. Именно в очищенную душу от греха. И тогда душа соединится с телом и будет воскресение. «Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена. Слово есть Божественный свет, а тьма – душа чуждая ведения. Посему если она живет одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотью; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит ее дух» [8]. Для этого и нужен нравственно-аскетический критерий, который позволит удержать в себе Дух Божий. Для Татиана плоть является ненавистным существом в этом мире, но важным для воскресения [5с,237]. Татиановская ненависть к плоти вызвана не философским представлением Платона о плоти как о «могиле души», а Иустиновским понятием нравственно-аскетического критерия, важного для христианского отношения к плоти. Плоть не есть ненавистное существо, по мнению Татиана, но и в тот же момент ее надо обуздать, такое представление приведет Татиана в гностический тупик. Безусловно, человек Татиана не представляется без плоти, как в реальной его жизни, так и после его воскресения.
Бог в богословской системе Татиана
«Бог наш не получил начала во времени, потому что Он один безначален и Сам есть начало всего» [8]. Богословие Татиана основано на том, что Бог представляется им как Существо Высшее Безначальное и никем никогда не сотворенное, в отличие от эллинистического представления, где Бог имеет начало, и материя совечна Ему.
Для Татиана существует строгое представление того, что Бог есть начало всего и из Него происходит материя, творимая посредством Слова. Слово так же совечно Богу и существовало прежде всего. Именно Слово и является творческой силой Бога. «Слово, таким образом, есть свойство или деятельность (как φρόνησις)1Φρόνησις стоит понимать как ум. духовной природы Отца» [1с,63]. Бог Отец непостижим, именно Его непостижимость реализуется посредством действий Слова. Слово же есть волевое действие Отца, Сам Отец Своей волей рождает из Себя Сына отсечением. Данное действие не вредит природе Отца, и, по мысли Татиана, не раздваивает его природу, а лишь реализует Его как отдельное Лицо, не отсеченное от Его Отеческой сущности. «Ибо что отсечено, то отделяется от первоначала» [8]. Отсечением и родилось Слово, не нарушившее единой природы с Отцом «Волею Его простого существа произошло Слово» [8], образовавшее ипостась Слова.
Татиан говорит о Рождении Слова, как об отсечении от Отца. Слово, сотворенное Отцом, было раньше всякого творения «Оно становится перворожденным делом Отца» [8]. А дальше творится весь мир, Устроителем которого и является Слово. «Для Татиана Λόγος ἐνδιάθετος2Λόγος ἐνδιάθετος стоит понимать как Слово, пребывающее внутри, в сознании. Внутренний, врождённый, духовный. реально и ипостасно существовало столь же мало, как и мир до сотворения» [1с,63]. «Идеальный мир есть мыслимый объект разумной силы Отца, а Λόγος ἐνδιάθετος3Λόγος ἐνδιάθετος стоит понимать как Слово, пребывающее внутри, в сознании. Внутренний, врождённый, духовный. содержится в ней как интегрирующий момент ея» [1c,63]. Слово, отсеченное от Отца, воспринимается как ипостась, которая стоит под Отцом, но не иноприродным от Него. Слово существует в Отце, но в тот же момент само Слово имеет и характерные для себя отличия и черты, допускаемые при творении мира. Можно полагать, что для Татиана именно такое восприятие не противоречит здравому смыслу суждения о Слове как об ипостаси Отца в нем прибывающем, и именно Им рождаемого из Себя. «Таким образом, не видно, чтобы представление Слова как свойство божественной природы стояло в диаметральной противоположности с другим воззрением на Слово как на существующее для Себя» [1с,64]. Для Татиановского представления ипостаси, по мысли В. В. Болотова, все же лучше использовать аналог слова «ипостать» – τάξις4τάξις, стоит понимать как расположение в порядке, устроение, определение, назначение. [1с,65].
Отражение единства природы Слова по ипостаси в Боге Отце, приводит Татиана к тому, что, хотя Слово и является творением через отсечение, Слово не имеет телесной природы, так же как и Отец. «Бог есть тело, а я говорю, что Он бестелесен» [8]. Именно Слово будет судить мир, который имеет конец, и человека после его воскресения. Для этого Татиан и указывает на бестелесность Слова, единоприродного с Отцом, «по окончании всего будет Воскресение тел – Сам Бог Творец будет судьею» [8]. Телесность, по его мысли, это человеческое свойство «Тело человека – существенная часть его природы, без него он не был бы человеком» [7с,126].
Учения о Св. Духе у Татиана отображено очень скудно, его можно заключить в одну фразу: «Души, отвергающие служителя пострадавшего Бога, показали себя более богоборцами, нежели богочтителями» [8]. В Татиановском богословии Св. Дух очень различен, он называет Его и Духом Божиим и человеческим, представляет Его как посредника между миром и Богом, звеном между человеческой душой и Богом, важным зерном воскресения человека.
Свойства Духа он относит к Слову. Его представление Слова и Св. Духа схожи. «Небесное Слово, Дух, получивший бытие от Отца» [8]. Не понятно выделяется ли Св. Дух у Татиана в отдельную ипостась или же сообразуется с действием Слова. Для Татиана существует два духа. Дух мировой, и Дух Божественный. Мировой дух пронизывает всю природу, а Божественный Дух – есть Сам Бог [1с,65]. Для Татиана существует различие между душой и Духом. Св. Дух есть живительная сила души, Св. Духом же будет воскрешен человек. Св. Дух является посредником между Богом и душою человека, сродным ей [1с,65].
И в заключение:
Человек Татиана представлен как живая и неповторимая личность, соединенная с Богом Божественным Духом. Человек – есть живое разумное существо, сотворенное Богом, состоящее из тела и души. Дух, обитающий в человеке будет участвовать в его воскресении, воскресив его душевно и телесно, образуя именно того человека, который был до смерти без всяких телесных повреждений. Для воскресения человека, по мысли Татиана, важен нравственно-аскетический образ жизни, который послужит человеку залогом на суде Божием после его воскресения. Человек есть центр этого мира и все сотворено Богом именно для человека.
Бог, в Богословии Татиана – Троица. Бог Отец рождает из себя Слово посредством отсечения, что указывает на то, что Слово является ипостасью в Отце. Слово единоприродно с Отцом. Но именно Отец, посредством Слова творит мир. Слово, по мысли Татиана, при отсечении не повредило единой природы с Отцом. Из этого видно, что Слово, сотворенное раньше этого мира, прибывало в Отце. Св. Дух воспринимается Татианом как звено между Богом и миром и человеком, он отожествляет Его со Словом, но в тот же момент Он выделяется им в отдельную ипостась, как Тот, Кто является служителем Бога, действующим в мире и в душе человека. Бог у Татиана есть живая и неповторимая Личность, никогда никем не творимая и самодостаточная.
Как Бог, так и человек Татиана – это живые личности, взаимно друг с другом соединенные посредством Духа, обитающего в человеке.
Смотрите также:
«Святой мученик Иустин философ. О человеке и Боге»;
«Святитель Феофил Антиохийский о человеке и Боге»;
«Священномученик Ириней Лионский о человеке и о Боге».
ЛИТЕРАТУРА
- Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб. Типография Ф. Г. Елеонского и Ко. 1879 г. С. 63.
- Голубинский Ф. А. Лекции по философии и умозрительной психологии. СПб. Издательство «Тропа Троянова». 2006. С. 308.
- Звиревич В. Т. Древняя и Средневековая Философия. Цикл лекций. Екатеринбург. Издательство Уральского университета. 2015 г. С.162.
- Киприан (Керн) архим. Антропология Св. григория Паламы. М., Паломник. 1996 г. С. 91.
- Обидина Ю.С. Представление о бессмертии души в культуре древней Греции: Становление, эволюция, трансформация в Христианское Воскресение. Монография. Йошкар-Ола. Мар гос. ун-т. 2007 г. С. 237.
- Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Том I. Сын Человеческий. Издательство С-Петербурского университета. 2008. С. 30.
- Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб. Издательство «Алетейя». 2001 г. С. 126.
- Татиан. Речь против Эллинов. // URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Tatian/protiv_ellinov/ (дата обращения 03.03.2020).
Аннотация на английском языке:
Malnov P.Y.
THE TATIAN ASSYRIAN. ABOUT MAN AND ABOUT GOD
The Tatian Assyrian is an apologist of the 2nd century. He is a follower of St. Justin the Philosopher. The Tatian Assyrian was passionate for the Gnosticism and fell into heresy. Actually, it happened after the death of St. Justin the Philosopher. His apologia is called "The report against the Hellenes". It doesn’t contradict the Christian Church's theological point of view about man and about God.
According to the Tatian Assyrian, Man is an intelligent person. This person is created like the image of God. Man has body and soul. Spirit dwells in soul. It connects man and God. Spirit has got a shell of the soul, and soul has got a shell of the body.
In fact, Man is mortal both physically and spiritually. However if Divine Spirit dwells in soul, last one becomes immortal. Spirit appeals to rise man again and connect to the soul as it was before the death. Moreover, it can also restore the same body. Tatian is convinced the Holy Spirit does dwell not only in man. It exists everywhere.
The Tatian Assyrian imagines the World as created substance. The reason of the creation is God. Substance isn’t co-eternal as like God, but God creates it out. The spirit world was created before the substance creature. The meaning of this creation is Man alike person.
According to the Tatian Assyrian again, God is Holy Trinity. The Word has the same nature as the Father. The Father creates the World out by the Word. The Father creates the Word out by cutting off and before the foundation of substance. There is the Word has the property of hypostasis.
The Holy Spirit is the intermediary between the World and Man. It also is the Word.
There is a difference by Tatian's imagination of the Holy Spirit. The first one is the Spirit of God, another is the Spirit of Man. The most important thing is the link between the World and God as like between God and Man. There is the seed of man's resurrection. Tatian thinks about God as a living unique Person, and there is the same idea about Man.
Keywords: God, Trinity, Father, Word, Divine Spirit, Holy Spirit, Spirit, man, soul, body, hypostasis, resurrection, Tatian.