Священномученик Ириней Лионский о человеке и о Боге
Священномученик Ириней Лионский, отец раннехристианской Церкви II века. Ярким богословским моментом в учении св. Иринея является учение о рекапитуляции. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, некогда согрешил, утратив возможность спасения. Человек состоит из тела, души и духа. После своего воскресения человек будет восстановлен в том же облике, в котором он был до смерти. Дух облечен в душу, душа в тело. Домостроительство Божие о человеке заключается в Воплощении Сына Божия – второй ипостаси св. Троицы, задача Которого заключается в выполнении функции не состоявшейся в Адаме. Задачей Христа, по мысли св. Иринея, является собирание в Себе всего человечества и возношение его к Богу Отцу. Ради этого, по мысли св. Иринея, происходит Боговоплощение, но при этом Личность Христа остается Божественной. В Троице св. Иринея Отец непознаваем, Его откровение в мире происходит посредством Сына и Св. Духа. Св. Ириней называет Сына и св. Духа «руками Отца». св. Ириней говорит о простоте природы Бога. Отец есть бытие всей Св. Троицы. Как Сын, так и Св. Дух имеет свою Личностную ипостась. Задача Св. Духа заключается в руководстве человеческого спасения. Св. Дух обитает в Церкви. Домостроительство Св. Духа заключается в спасении каждого человека посредствам домостроительства Сына, задачей Которого является приведение всего человечества к Богу Отцу.
Ключевые слова: Троица, Бог, Отец, Сын, Святой Дух, св. Ириней, человек, рекапитуляция, образ, подобие, личность, домостроительство.
Святой Ириней, епископ Церкви Лиона (ок. 130 – ок. 200 гг.), происходил из Малой Азии. Его богословская система, выработанная против гностических ересей, является неоспоримым вкладом в христианское вероучение. Будучи отроком, он слушал христианские поучения св. Поликарпа Смирнского, который имел общение со св. Игнатием Богоносцем. Результатом такого влияния, оказанного на Святого Иринея, обладающего тонким богословским умом, явилось совмещение Святым Иринеем Лионским учения о Троичном Боге и антропологии, что дало возможность ему говорить о Личности Христа. Со всей ясностью своего богословского сознания, святой Ириней приоткрывает тайну завесы созерцания Лиц Пресвятой Троицы и Личности воплощенного Господа Иисуса Христа. Его представление о воплощении Сына Божия как второй ипостаси Святой Троицы, говорит нам о выработанном именно Святым Иринеем учении о Христе (христологии). К сожалению, до нас дошли незначительные труды этого великого сонаследника апостольских мужей, певца Пресвятой Троицы. Нам известны его труды «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)», и обретенный в XIX столетии труд «доказательство апостольской проповеди». И хотя оба этих труда дошли до нас не в первоисточниках, а в переводах (так труд «Против ересей» дошел до нас на латинском языке и частично на греческом, а «доказательство апостольской проповеди» на армянском языке), это нисколько не умаляет авторитетности трудов Святого Иринея Лионского для изучаемого нами предмета целостности человека в контексте богословия личности.
Человек святого Иринея Лионского
«Ибо слава человека есть Бог, а приятелище деятельности Божией и всей премудрости и силы Его есть человек» [7]. Человек св. Иринея, прежде всего, образ и подобие Божие, а уже потом антропологическое существо, состоящее из тела, души и духа. Значимость именно образа и подобия в человеке, по мысли св. Иринея, и делает человека иконой Творца. Бог ради человека творит мир, но, в отличие от богословского сознания того времени, Святой Ириней говорит о человеке не просто как о центре этого мира, он видит в нем достойнейшее творение Бога. По мысли св. Иринея, человек творится особым образом.
«Человека Бог создал Своими руками, взяв от земли чистейшее, тончайшее и самое нежное, и Свою силу в определенной мере смешал с землею; ибо Он дал творению Свои собственные формы, чтобы также и видимое (в нем) было богообразно» [6].
Что значит свои формы? Формой Бога в человеке является образ и подобие Божие. Эти два Богословских термина пришли в антропологию из священного писания христианской Церкви. Для св. Иринея образ и подобие иногда являются синонимами:
«Иногда под образом подразумевается то, что заложено в природе, в смешении (in plasmate), тогда как под подобием то, что получается от Духа» [8].
Образ (τρόπος) и подобие (ὁμοιότητα), эти два термина используются св. Иринеем в следующих производных от них словах. (См. сохранившиеся отрывки текстов на греческом языке) [8]. Так τρόπος он использует как εικόνα (изображение), а ὁμοιότητα используется как όμοιώτης (уподобление, сходство) [8]. Образ можно отнести к внешнему фактору человека – к телу, подобие же к внутреннему – душе, или лучше Духу. Понимания о троичном составе человека – тело душа и дух, граничат у св. Иринея с пониманием того, что человек состоит из тела и души. «Человек, как я показал, состоит из трех – плоти, души и духа» [7], но в другом месте св. Ириней говорит: «человек есть соединение души и плоти» [7]. Учитывая то, что представление о духе и душе в человеке у св. Иринея тождественны, подобие можно отожествлять как с Духом Божиим в человеке, так и с душой, в которой обитает Дух. Образ Божий в человеке – внешний фактор – образ воспринятого Христом тела человека. То есть форма человека была воспринята непосредственно Богом, через Его Воплощение. Христос принимает человеческую плоть, делая человека образом Себя, посредствам уподобления плоти (тела) своему Воплощенному телу. Икона Бога – человек – устремляется к Первообразу посредствам принятия Христом Богом человеческого естества и, прежде всего, его реального тела.
«Таким образом, Христос смешивает и соединяет Духа Бога Отца с творением Божиим, чтобы человек был по образу и по подобию Божию» [6].
Творение человека есть основная задача Бога, являющееся предвечным замыслом, связанным с домостроительством Христа – второй ипостаси святой Троицы. Домостроительство (от греч. η οικονομία) (управление домом; вообще управление, распоряжение, устройство)1См. Словарь Вайсмена. .
Учение о домостроительстве Христовом как об управлении человечеством в контексте приведения ко спасению, связано с Божественным промыслом о человеке. Человечество в лице Адама должно было быть приведено к Богу Отцу, – в этом заключался момент жертвенной Божественной любви, но Адам не справился с этой задачей.
«Божественный план не был выполнен Адамом; вместо прямого восхождения к Богу, воля первого человека уклонилась путем противоприродным, приводящим к смерти» [10].
Но Божественный замысел, сокрытый в предвечном Домостроительстве (управление Богом человека), проявляющийся в жертвенной любви, приводит к Боговоплощению. Сын Божий воплощается в человеческом естестве для исполнения миссии, не состоявшейся в Адаме. Теперь Бог (Христос) становится новым Адамом, задачей Которого стало приведение человечества к Богу Отцу «То, что человек должен был достигнуть, восходя к Богу, то осуществляет Бог, снисходя к человеку» [10]. Св. Ириней выражает эту мысль так:
«Итак, Бог Отец был исполнен милосердия; Он послал творческое Слово, которое, пришедши, чтобы спасти нас, пребывало в том же месте и в той же среде, в которой мы потеряли жизнь, разрушив узы тех оков» [6].
Божественное Слово, по мысли св. Иринея, есть спасающий от смерти, приобретенной Адамом в раю вследствие грехопадения, Источник Жизни.
«Слово Божие соделалось человеком и победило диавола, связало Своею силою крепкого и уничтожило через это власть его над человеком» [16].
Св. Ириней в учении о Домостроительстве говорит о том, что Боговоплощение произошло как естественный фактор спасения человечества от власти диавола. Диавол есть источник смерти. Адам, будучи дитем, по мысли св. Иринея, не смог распознать всей трагичности картины предлагаемой диаволом человеку, «почему он и был легко обольщен обманщиком» [6]. Смерть в человеке есть милость Божия к падшему Адаму. «Смерть – переходный момент от низшего состояния к высшему и необходимая часть пути к исцелению» [4]. Смерть в Адаме не сотворена Богом, ибо Бог благ и творение смерти было бы противоречиво Самому Творцу. Его благость заключается в том, что Бог, будучи Творцом, изливается в жертвенной любви по отношению к человеку и творит все благим или добрым. св. Ириней указывая на это, говорит: «Вначале Бог создал Адама не потому, чтобы Он нуждался в человеке, но чтобы иметь на кого бы изливать Свои благодеяния» [7].
Смерть, по мысли св. Иринея, приобретена Адамом в момент грехопадения. Отцом смерти св. Ириней считает диавола. Именно диавол искусив Еву, а через нее Адама, дав возможность согрешить первому человеку, привел в движение смерть чуждую для Адама. Понимание смерти у св. Иринея связано непосредственно с грехом, грех как нечто новое и производит действие смерти в Адаме. Облачение в кожаные ризы св. Ириней рассматривает как облачение Адама – первого человека – в греховность, которая приводит в движение смерть. Смерть, вызванная грехом не является природной смертью в человеке, естественным изменением (μεταβλητὴν подающийся изменению, изменчивый)2См. Словарь Дворецкого в человеческой природе, приводящим к воскресению. Приобретенная смерть есть «θάνατος (смерть), происходящая от θανατική ποινή, (кара, наказание)».3См. Словарь Вейсмана Это конечное, страшное, совсем несвойственное человеческому бытию наказание, приведенное в человечество по вине грехопадения первого человека, Адама, повлекло за собой неестественные изменения в человеческой природе, тем самым нарушив естественный метаболизм смерти и воскресения.
«Адам покрыл себя смоковничными листьями, хотя были многие другие листья, которые могли бы менее беспокоить его тело. Он однако, сделал одеяние, соответственное с его непослушанием, пораженный страхом Божиим; и укрощая сильное стремление своей плоти: поелику – говорил он – я чрез непослушание потерял одежду святыни, какую имел от Духа, то сознаю теперь, что я достоин такой одежды, которая не доставляет никакой приятности, но колет и уязвляет тело» [7].
Грех, как и смерть, приобретенная Адамом, лишает его Божественного света, в который, по мысли св. Иринея, был облечен Адам. Этот Божественный свет (φως) всегда сопровождал Адама в раю, но преступление отняло у Адама возможность общения с Богом в Божественном свете. «Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него» [7]. Божественный свет проникал во всего человека, и по этому Адам и Ева, по мысли св. Иринея, были как дети, и Дух Святой всегда покрывал их.
«Духу же, пока он пребывает в подобающем ему достоинстве и силе, все порочное непонятно и недоступно; поэтому они (Адам и Ева) не стыдились, когда целовались, обнимали друг друга в чистоте, как дети» [6].
Адам и Ева прибывали в чистоте, до тех пор, пока в мир не пришел грех. Грех отнял у Адама возможность наслаждения Божественным светом, превратив его в невыносимое свойство обжигающего и попаляющего огня.
«Огонь геенны будет несветлым, будет лишен своего свойства просвещать. А свет праведников будет несожигающим, будет лишен свойства опалять. Это будет результатом различного восприятия действия Божия. Во всяком случае это подразумевает то, что человек будет получать нетварную энергию Божию в соответствии со своим состоянием» [5].
Но свет для праведников, по мысли св. Иринея, есть не просто возможность общения с Богом, это нечто более глубинное, отчетливое соприкосновение Бога с человеком и человека с Богом. Это глубинное распространяется на всю жизнь человека с момента Божественного замысла о нем, до его вечности. св. Ириней называет общение между Богом и человеком дружбой, результатом которой будет бессмертие. «Потому что дружба Божия дарует бессмертие тем, которые в нее вступают» [7]. Нашим же ответом в Божественной дружбе, по мысли св. Иринея, которая приведет нас к бессмертию, должна быть Евхаристия.
«Итак, не жертвы освящают человека, ибо Бог не нуждается в жертвоприношении, но чистая совесть приносящего освящает жертвоприношение и делает то, что Бог принимает его как от друга. Так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения» [7].
Мысль о дружбе между Богом и человеком приводит св. Иринея к учению о рекапитуляции. «Recapitulans» или «αναχεφαλαιώσασθαι τά πάντα», Латинское «Recapitulatio, гесаpitulari», имеют много значений, но в данном случае эти слова означают «сводить к единству путем краткого повторения» [14]. Греческое «αναχεφαλαιώσασθαι τά πάντα» (приставка ἀνᾰ означает движение в верх, ἀνακεφᾰλαίωσις, εως ἡ сведение воедино, рекапитуляция, πάντων всеми. Аорист, инфинитив, медиальный залог). Из этого следует, что Христос собирает все человечество в Себе и возводит его вверх к Отцу. Такое положение вещей говорит о предвечном замысле домостроительства Божьего, не исполненного в Адаме, но исполненного Христом как Новым Адамом. Бог даже после грехопадения человека не оставляет его, но ради него воплощается и совершает спасение всего человечества, приводя его к Богу Отцу. Во Христе, как и в Адаме, сосредотачивается все человечество. Человеческая личность не обесценивается после грехопадения, но имеет важность и значение для Бога как и в момент грехопадения, так и после него.
«Соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческим, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение» [7].
Апогеем, идеи замысла Бога о человеке, по мнению св. Иринея, является приведение человечества Христом к Богу Отцу после личного воскресения каждого человека. Бог, сотворивший человека, состоящего из тела и души, воскресит его, приведет из тления в нетление, так как для Бога нет ничего не возможного.
«Ибо Тот, Кто вначале не существовавшего (человека) привел в бытие, когда хотел, тем более может по Своей воле опять возвратить уже существовавших в жизнь, Им даруемую. А плоть будет способна принять и вместить силу Божию, когда она вначале приняла на себя художество Божие» [7].
Истинным источником жизни для человека, Св Ириней считает Евхаристию. Только Евхаристия, Божественное тело и чаша Божественной крови способна к ἀνάστᾰσις (возрождению) человека от смерти.
«Питаемые от Евхаристии тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает бессмертием и тленному дает нетление» [7].
Евхаристическая чаша является истинным источником Божественной пищи и пития для человека. «Истинный человек, состоящей из плоти, нерв и костей, есть плоть, которая питается от чаши Его, которая есть кровь Его, и растет от хлеба, который есть тело Его» [7]. Здесь можно заметить, что св. Ириней говорит о росте, как возрастании человека. Возрастание человека относится к образу человека как личности, развитие которого напрямую зависит от его участия в Церковной жизни, в таинствах [13].
Бог Святого Иринея Лионского
«Бог, Отец, не происшедший, невидимый, Творец всего, над Которым нет иного Бога и после (ниже) Которого нет иного Бога; и так как Бог – разумное существо, то поэтому Он – Словом создал происшедшее; и так как Бог – Дух, то Он Духом украсил все» [6].
Св. Ириней в своем богословском учении представляет Бога в Трех Лицах сводимых в Единую природу. Помысли св. Иринея, Бог Троица открывает Себя в следующих качественных категориях: «Ибо над всеми – Отец, а со всеми – Слово, так как чрез Него все произошло от Отца, во всех же нас – Дух» [6]. Божественные Лица представлены св. Иринеем в качестве их откровения в этом мире. Бог Отец непознаваем, Он заключает в себе Слово, Которым Все устроено, и Премудрость – св. Дух, Он же Дух пророческий, а также Дух Божий, обитающий в человеке.
«Бог, Отец, не происшедший, не объемлемый, невидимый, единый Бог, Творец всего, Слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус наш Господь, – чрез Которого все произошло, Который также в конце времен, чтобы привести все к совершенству и соединить, соделался человеком, Дух Святой, Которым пророки пророчествовали Который обновляет человека для Бога» [6].
Бытие Отца распространяется на всю Троицу. Такое богословское мнение св. Иринея ничуть не нарушает общей картины учения о Личности Троичного Бога. Бытие в Боге Отце не является Его личной волей или хотением, а есть Его природа, распространяемая на всю Троицу.
«Ибо Отец всего не должен быть счисляем с прочими произведениями: непроизведенный с произведенным, нерожденный с рожденным, и необъятный и потому непостижимый с тем, что объемлется Им, и беспредельный с имеющим пределы» [7].
Отец как источник всего бытия представляется св. Иринеем как Непознаваемый, Неоткрывающийся Бог. Познание Отца в этом мире возможно исключительно только посредством Его внутреннего Слова. Важным является то, что у св. Иринея нет различия между Словом произнесенным и внутренним.
«Кроме того, учение о вечности Слова в изложении св. Иринея не затемняется представлением о различии Λόγος προφορικός от Λόγος ἐνδιάθετος; св. Ириней вполне свободен от этого мнения и даже подрывает его в самом корне, разоблачая его антропоморфическую подкладку» [3].
Троица св. Иринея – это Троица откровения, представление св. Иринея о Лицах Пресвятой Троицы более имманентно (от лат. immanens, родительный падеж immanentis – пребывающий в чем-либо) [1]чем трансцендентна (от лат. transcendens – выходящий за пределы) [2]. св. Ириней вкладывает имманентное представление о Боге в свое учение о рекапитуляции как домостроительстве Христа – второй ипостаси Святой Троицы. Именно во Христе имманентно открывается Бог. Сын есть произносимое от Бога Отца Слово, воплощенное в человеческой природе. Сам факт Боговоплощения граничит напрямую с трансцендентностью Всего Бога. Представление о Личности второй ипостаси заключается в следующем: св. Ириней говорит: «Всевышний Бог Словом Своим в собственной Своей области сотворил, как хотел, разнообразные и различные существа» [7]. Слово пребывает в Отце, но Самим же Словом Бог творит мир. Из этого следует, что Слово имеет собственное действие (ипостась) по отношению к Отцу, такое положение вещей дает право утверждать, что именно ипостасное действие и есть само Боговоплощение. Вторая ипостась, Слово, воплощается, принимая на себя человеческую природу, но при этом Его Личность остается Божественной, прибывая в Боге Отце.
«Чрез Сына, Который есть во Отце и имеет в Себе Отца, открылся Бог Сущий, так как Отец свидетельствует о Сыне, и Сын возвещает Отца» [7].
Говоря о Божественной личности Сына – второй ипостаси Святой Троицы, стоить заметить, что Личность Христа при воплощении остается Божественной, «Абсолютная Личность Бога, не ограниченная в своих способностях, в том числе может «принять в себя» иное бытие» [12c,44]. Христос, оставаясь Богом во всей своей полноте, приемлет иную качественную категорию, материю, естество человеческой природы, тем самым спасая все человечество. При этом Бог Отец и св. Дух не воплощаются, их Личности никак не затрагиваются. «Личности Отца и Духа не воплощаются, в отличие от Личности Сына, но лишь энергийно содействуют ей» [12c,44]. св. Ириней, говоря о Сыне и св. Духе, образно называет Их «руками Отца» [15]. Такое представление о действиях Лиц Пресвятой Троицы, выводится св. Иринеем из качества Божественной природы. Говоря о природе Лиц Св. Троицы, св. Ириней говорит, что:
«Бог прост, несложен, равночленен, всегда Себе равен и подобен, весь будучи разумение, весь дух, весь мысль, весь чувство, весь разум, весь слух, весь глаз, весь свет и весь источник всякого блага» [7].
Сын и Св. Дух называются руками по той причине, что Они составляют единое целое простой природы Божества, никогда не изменяемой и не дополняемой, не делимой, но всегда прибывающей такой, какая Она есть. Руки же – это видимое откровение Лиц Св. Троицы, которые не нарушают единоприродность в Троице, указывая на то, что: «Сам Отец, так как Он есть Ум и во всем совершен, в Отце нет уменьшения, но находящиеся внутри Отца, одинаково должны быть причастны Отцу» [7]. Руки Отца – это действие Бога в этом мире, явленные через Личностное откровение Сына и Св. Духа, Которыми Бог устроил и управляет миром и человеком.
Откровение о св. Духе св. Ириней представляет следующим образом:
«Дух Святый обилен при Своем вселении и пророком Исаиею исчисляется в семи образах служения, которые почили на Сыне Божием, т. е. на Слове, когда Он пришел, как человек» [6].
Св. Дух руководитель жизни человеческой, а также источник откровения в Церкви.
«Бог, будучи Сам источник Духа, делает Дух источником человеческой жизни, тем самым возвращая человека к первозданной цельности, к способности быть причастником Божиим» [11].
Задачей св. Духа является управление этим миром и руководство человека ко спасению, посредством Сына, приведение человека к Богу Отцу. Св. Дух действует в Церкви как Руководитель посредствам духовной и литургической жизни, даруя человеку возможность ко спасению. Св. Ириней прямо указывает на это, говоря так: «Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь» [7]. Познать тайну домостроительства Св. Духа возможно только через Церковь в спасительных Ее таинствах. В таинствах Церкви Св. Дух Личностным образом сходит на личность человека. Но Личность Св. Духа, не поглощается и не дополняется человеческой личностью, происходит «προαίρεσις» (свободный выбор, личное решение, намерение)4См. Словарь Дворецкого.. Προαίρεσις – свободное действие одной личности к другой, говорит о том, что св. Дух в своем домостроительстве добровольно устремляется к добровольной личности человека, возрождая ее посредствам таинств Церкви, в которых посредствам Св. Духа, по мысли Св Иринея, есть: «залог нетления, утверждение нашей веры и лестница для восхождения к Богу» [7]. В этом и заключается развитие человеческой личности. Св. Дух не просто руководитель и устроитель, но и заботливая «мать», Дающий человеку возможность на реальную жизнь, приводящую человека к вечным блаженствам «Блаженство представляется св. Иринею беспредельным усовершенствованием человека и все возрастающим проявлением Бога» [9].
В заключение. Блаженного Иринея Лионского по праву можно назвать созерцателем глубинных тайн Пресвятой Троицы. Его богословие, это не схоластическое богословие, это реальный живой опыт Богообщения. Его восприятие человека и Бога живой неповторимой личностью говорит о том, что он реально постиг великую глубину Божьего замысла о мире и бескрайнюю любовь Божию о человеке. Этот великий труд св. Иринея является значимым в вопросе богословия личности и антропологии. Великий светильник, св. Ириней, возжегся на заре христианской эры, но его свет не только не угас сейчас, но еще больше освещает нашу жизнь. Казалось бы, откуда он мог знать, что современное человечество XXI века столкнется с проблемой Личности? Что личность человека будет оскорбляться и унижаться? Такое несхоластическое боговидение св. Иринея дает нам ответы на вопросы о человеке и его личностном пространстве, говоря о том, что человек – это не просто замкнутое «Я», а величайшее Творение рук Божиих, образованное, по мысли св. Иринея, с огромной любовь, сотворенное не для порочной жизни, а для непрестанного созерцания Бога в любви и девственной чистоте. Где Бог – есть живая реальная Личность, Который воплотился для спасения всего человечества, но не просто спасения, как чего-то мифического и непонятного, а как реальность избавления от смерти и приведения всего некогда отступившего человечества к Богу Отцу. Эта любовь и домостроительство Бога указывает на то, что св. Ириней сам ощущал это в своих молитвенных, литургических, духовных опытах. Его труды, дошедшие до нас, не являются сложными философскими и непонятными для простого христианина текстами, это реальный опыт ощущения Божественного присутствия в этом мире, описанный св. Иринеем. Красочное представление о человеке как лучшем творении показывает, что св. Ириней был удостоен Боговедения. Бог, Которому всей своей жизнью горел св. Ириней, был не просто трансцендентно-имманентный Бог, совсем непознаваемый или имевший только историческое участие в жизни человека, а Бог, Который, не нарушает ни Своих личностных границ, ни границ личности человека. Такого Бога сподобился ощутить на себе священномученик Церкви Лиона, Блаженный Отец наш Ириней.
Смотрите также:
«Святой мученик Иустин философ. О человеке и Боге»;
«Святитель Феофил Антиохийский о человеке и Боге».
ЛИТЕРАТУРА
- Азбука веры. Алфавитный раздел. Имманентность Бога. // URL.: http: https://azbyka.ru/transcendentnost-boga (дата обращения 29.04.2020).
- Азбука веры. Алфавитный раздел. Трансцендентность Бога. // URL.: http: https://azbyka.ru/transcendentnost-boga (дата обращения 29.04.2020).
- Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. // URL.: http: http://www.odinblago.ru/bolotov_origen/5 (дата обращения 29.04.2020).
- Булгакова О. Е. Статья. Святой Ириней Лионский, Ориген и святитель Григорий Нисский: преемство в подходе к апокатастасису // URL.: http: https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/618d48fb0d83b3f8af8e4f5741dbe8532a02a72c/АльманахСФИ_Вып20.75-90.pdf (дата обращения 27.04.2020).
- Иерофей (Влахос) митрополит Рай и ад. // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos/raj-i-ad/#0_4 (дата обращения 30.03.2020).
- Ириней Лионский священномученик. Доказательство апостольской проповеди // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/apostolic_preaching/ (дата обращения 30.03.2020).
- Ириней Лионский священномученик. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Книга 1,Книга 2, Книга 3, Книга 4, Книга 5. // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/5 (дата обращения 27. 03.2020).
- Киприан (Керн) архм. Антропология Святого Григория Паламы. // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/1_2_18 (дата обращения 27.04.2020)
- Лосский В. Н. Боговидение. // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/bogovidenie/#note20_return (дата обращения 30.04.2020).
- Лосский В. Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/ocherk-misticheskogo-bogoslovija-vostochnoj-tserkvi/7 (дата обращения 28.04.2020).
- Мейендорф Иоанн, прот. Введение в Святоотеческое богословие. // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/. (дата обращения 30.04.2020).
- Мефодий (Зинковский), иером. Православное Богословие Личности: Истоки, Современность, Перспективы Развития. Диссертация на соискание ученой степени доктора богословия. Москва – Санкт-Петербург – 2014. // URL.: http: https://docviewer.yandex.ru/view/1130000039721622/?page=1&*=cm7QCFr5Kp7TgnnGbUJjPmEdGjV7InVybCI6Imh0dHBzOi8vc3RhdnJvc2tyZXN0LnJ1L3NpdGVzL2RlZmF1bHQvZmlsZXMvZmlsZXMvYm9va3MvaWVyb21vbmFraF9tZWZvZGl5X3ppbmtvdnNraXlfLV9wcmF2b3NsYXZub2VfYm9nb3Nsb3ZpZV9saWNobm9zdGkucGRmIiwidGl0bGUiOiJpZXJvbW9uYWtoX21lZm9kaXlfemlua292c2tpeV8tX3ByYXZvc2xhdm5vZV9ib2dvc2xvdmllX2xpY2hub3N0aS5wZGYiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidWlkIjoiMTEzMDAwMDAzOTcyMTYyMiIsInRzIjoxNTg4MTczMjc5ODU4LCJ5dSI6IjI2ODI5ODI4NDE0Nzg4NzA5MzciLCJzZXJwUGFyYW1zIjoibGFuZz1ydSZ0bT0xNTg4MTczMjU4JnRsZD1ydSZuYW1lPWllcm9tb25ha2hfbWVmb2RpeV96aW5rb3Zza2l5Xy1fcHJhdm9zbGF2bm9lX2JvZ29zbG92aWVfbGljaG5vc3RpLnBkZiZ0ZXh0PSVEMCVCOCVEMCVCNSVEMSU4MCVEMCVCRSVEMCVCQyVEMCVCRSVEMCVCRCVEMCVCMCVEMSU4NSslRDAlQkMlRDAlQjUlRDElODQlRDAlQkUlRDAlQjQlRDAlQjglRDAlQjkrJUQwJUI3JUQwJUI4JUQwJUJEJUQwJUJBJUQwJUJFJUQwJUIyJUQxJTgxJUQwJUJBJUQwJUI4JUQwJUI5KyVEMCVCMSVEMCVCRSVEMCVCMyVEMCVCRSVEMSU4MSVEMCVCQiVEMCVCRSVEMCVCMiVEMCVCOCVEMCVCNSslRDAlQkIlRDAlQjglRDElODclRDAlQkQlRDAlQkUlRDElODElRDElODIlRDAlQjgmdXJsPWh0dHBzJTNBLy9zdGF2cm9za3Jlc3QucnUvc2l0ZXMvZGVmYXVsdC9maWxlcy9maWxlcy9ib29rcy9pZXJvbW9uYWtoX21lZm9kaXlfemlua292c2tpeV8tX3ByYXZvc2xhdm5vZV9ib2dvc2xvdmllX2xpY2hub3N0aS5wZGYmbHI9MjEzJm1pbWU9cGRmJmwxMG49cnUmc2lnbj1jZTM2YWZlODk0ZTdmNWZlYjZiYzNjMjU4MzRmN2NkMyZrZXlubz0wJm5vc3c9MSJ9&lang=ru (Дата обращения 30.04.2020).
- Мефодий (Зинковский), иером. Статья. Личность и ее природа. // URL.: http: https://pravoslavie.ru/82254.html (дата обращения 29.04.2020)
- Попов И. В., мученик. Религиозный идеал св. Афанасия. // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/religioznyj-ideal-sv-afanasija/ (дата обращения 28.04.2020).
- Скурат К.Е. Сотериология святого Иринея Лионского // URL.: http: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/soteriologija-svjatogo-irineja-lionskogo/ (дата обращения 30.04.2020).
- Федченков С.А. Армянские фрагменты творений св. Иринея Лионского. Опубликовано: Христианское чтение. 1915. № 4. С. 562-582. Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений. СПбПДА Санкт-Петербург. 2009 // URL.: http: https://docviewer.yandex.ru/view/1130000039721622/?page=12&*=jFaluCmNGbxpy%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%3D&lang=ru&nosw=1 (дата обращения 27.04.2020).
Аннотация на английском языке:
Malnov P.Y.
HIEROMARTYR IRENAEUS OF LYONS. ABOUT MAN AND ABOUT GOD
Hieromartyr Irenaeus of Lyons is an early Christian father of the Church of the 2nd Century. The most common his theological point is the teaching of recapitulation.
Man iscreated in the image and likeness of God. And he lost the ability to be saved since he'd once sinned. Man is made up of body, soul, and spirit.
After the Resurrection, man is going to be restored in his former appearance as it was before the death. Spirit is clothed in soul, and soul is in body.
God's contribution to man is the incarnation of the God's Son called the second hypostasis of the Holy Trinity, whose task is to fulfill a function that didn't take place in Adam.
According to Irenaeus of Lyons, the Messiah must gather all mankind inside Himself and lead it to God the Father. Well, the Christ is the Greek word for the Messiah, so this's the incarnation of God, and the Christ's Person remains unchanged. Next one point is God the Father is unknowable, who has given own revelation by the Son and the Holy Spirit for the World. Hieromartyr Irenaeus calls the Son and the Holy Spirit «the Hands of the Father». And he reasons of the simplicity of God's nature as well.
So, the Father is the being of the entire Trinity. The Son and the Holy Spirit have own hypostasis (person). The mission of the Holy Spirit is the way of human salvation. The Holy Spirit dwells in the Church. The Holy Spirit's contribution consists of mankind salvation.
The contribution of the Holy Spirit consists in the salvation of each person by the contribution of the Son, who leads all mankind to God the Father.
Keywords: Trinity, God, Father, Son, Holy Spirit, St. Irenaeus, man, recapitulation, image, likeness, personality, contribution.