Священномученик Ипполит Римский о человеке и о Боге
Священномученик Ипполит Римский – раннехристианский отец. Представляет человека как тело, душу, дух. Основными вопросами антропологии св. Ипполита являются: кончина мира, смерть человека, посмертная участь человека, суд над человеком. Крайне скудно освящен вопрос о воскресении человека. Человечество представляется как единое целое по сущности. Человек имеет волевую возможность изменить свою смерть и дальнейшее свое существование. Бог представляется св. Ипполитом, как Троица. Отец имеет бытийное основание в Троице. Сын является внутренним, произносимым, рожденным Словом Отца. Сын представлен в мире как посредник между Богом и человеком. Посредничество воспринимается как домостроительство Сына. Сын есть динамическое действие Отца. Учение о Св. Духе крайне скудно. Св. Дух именуется Духом пророческим, благодатью. Св. Дух имеет единое бытие с Отцом и Сыном.
Ключевые слова: Троица, Бог, Отец, Сын, Святой Дух, Логос, Слово, человек, смерть, Ад, воля, личность.
Священномученик Ипполит Римский (170-235 гг.). Один из выдающихся отцов Церкви раннехристианского периода. Данные о его жизни очень скудны, но, будучи плодовитым христианским писателем, после себя он оставил богатое богословское наследие, которое, к сожалению, сохранилось не полностью. Являясь учеником Святого Иринея Лионского, так же обличал гностицизм. Его богословское наследие, дошедшее до нас, является авторитетным для христианской Церкви. Произведения св. Ипполита, направленные на обличение еретического сознания его времени – важный системный взгляд на богословское понимание истины христианской догмы. Богословские труды св. Ипполита в своей основе содержат глубинное представление о таинстве жизни и смерти человека, взгляд на кончину мира, а также откровение о Внутритроическом общении Лиц Пресвятой Троицы. Богословское мышление св. Ипполита направленно на понимание личностного бытия, как человека, так и Бога. Хотя его антропологический взгляд на картину бытия мира и человека крайне скуден, это не мешает ему говорить о будущем состоянии человека и мира, о кончине мира и его обновлении для восьмого дня, рождении антихриста и о втором пришествии Христовом. Богословие св. Ипполита – это совсем иной взгляд в богословии того времени. Его представления о человеке и Боге являются важными как для антропологической науки, так и вопросах Богословия личности.
Святой Ипполит Римский о человеке
«Все мы, не суть ли единое тело по сущности и не становимся ли единым, благодаря силе и расположенности к единомыслию» [2]. Св. Ипполит, говоря о единстве тела как всего сущностного бытия человечества, видит в этом единстве природу всего человечества. В одном человеке заключается вся полнота природы всего человечества. И, говоря о личностном пространстве человека, стоит понимать, что личность как ипостась по отношению к сущности есть «Я», объединенное единой природой (естеством) человеческим. В своем собственном «Я» человека заключается все человечество. Так в Адаме мы видим не одну личность человека как «Я», а все человечество. «Имя Адам – общее, собирательное, в переводе с еврейского означающее просто человек. Адам не отдельная личность, а все человечество» [8].
Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, понимается св. Ипполитом, как высшее творение во всем тварном бытии, ради которого воплощается Слово Божие. Адам, вкусивший от древа «познания добра и зла» в раю, навлек на себя страшное наказание, которое в лице Адама воспримет и все человечество. Грех как новое состояние, доселе неизвестное Адаму, стало для него привлекательным, но в тот же момент, это новое привлекательное состояние навлекло на Адама смерть. Дьявол замаскировал для Адама смерть в нечто новое, что и привлекло Адама к вкушению от запрещенного Богом плода. По мысли св. Ипполита, «труп этот (грех), был в раю: ибо там пал Адам» [5].
Но Бог не творит смерти, смерть пришла в этот мир посредством дьявола. Адам, привлеченный лукавыми речами обольстителя, вкусив от древа «познания добра и зла», принял труп, ставший для Адама смертью, упразднить которую возможно благодаря Боговоплощению Христову. Св. Ипполит, говорит, что «Слово всех нас намеревалось носить вокруг Своего собственного тела, опоясавши нас Своею собственною любовью как бы поясом, мы же составляем Его члены, как бы объединенные в (этом) совершенном теле и носимые Самим Словом» [7]. Божественное Слово объединяет все человечество, – как в Адаме происходит падение всего человечества, так во Христе происходит восстановление всего человечества. Как через Адама в мир входит смерть для всего человечества, так во Христе как Новом Адаме смерть упраздняется. «Слово Отца существовало прежде всех, земных – потому, что Оно родилось человеком в человеках, обновляя Собою Адама, Оно в мертвых вменилось, благовествуя душам святых (1Петр. 3, 19) и смертью Своею побеждая смерть»
Смерть, приобретенная Адамом и распространившаяся на все человечество, побеждается смертью Христовой. Христос, принимая человеческое естество (природу) обновляет в Себе все человечество. «Само Слово должно будет воплотиться (μελλήσειν (намерение)1См. Словарь Дворецкого σωματοποιεΐσθαι (делать материальным, воплощать, олицетворять)2Там же и принять вид человека (σχήμα (вид)3Там же ανθρώπου (человек)4Там же άναλαμβάνειν (воспринимать, усваивать, приобретать)5Там же (σαρκικώς άνθρωπος γενόμενος και μετά άνθρώπων [συν]άναστραφεις τό θέλημα του πατρός έπιτελήται [έπιτελέση]) (Слово, которое было в Отце) совершив волю Отца, родившись человеком по плоти, находится в общности вместе с людьми)6Там же» [7]. Из этого отрывка видно, что св. Ипполит говорит о том, что Слово, которое изначально было в Отце, совершает волю Отца: рождается человеком по плоти и прибывает в общении вместе с людьми. Это не призрачное Боговоплощение, а реальное восприятие Богом всего человеческого естества ради врачевания от смерти, приобретенной Адамом в раю посредством преступления заповеди Божией.
Св. Ипполит, говоря о смерти, различает ее. Так для него существует смерть как θάνατος, которая приобретается Адамом в раю, и смерть как μάρτυρας, которой умер Христос на кресте. «И так всех тех, которых сатана связал, – всех этих по своем пришествии Господь освободил от уз смерти; Он связал (таким образом) самого сильного над нами (έλευθερώσας) (освобождение)7Там же освободив человечество» [7]. Различие смерти кроется в том, что θάνατος – это смертная кара, наказание Адама за грех, совершенный им в раю. Такая смерть неестественна для человека. Μάρτυρας – это торжественная смерть, мученическая смерть за Христа, как свидетельство Его Божественной истины, которая не вызывает болевых ощущений. Μάρτυρας Христос победил θάνατος в естестве человеческом. «Он был явлен, как возсозидающий в себе первозданного Адама – перворожденного из мертвых, дабы Он стал начатком нашего воскресения» [7]. Чтобы человеку быть сопричастным смерти μάρτυρας, ему нужно, по мысли св. Ипполита, «очистить свое тело, душу и дух» [7], и только после этого возможно «достижение блаженного мученического нетленного венка» [7].
Человек вправе сам выбирать свою смерть. Для сознательного выбора своей смерти, человек должен уподобить себя блаженным мученикам, которые в своей жизни свидетельствовали о Боге как Истине. Свидетельствуя об Истинности своего Творца, человек может получить возможность блаженной смерти, которая не только не имеет боли, но и естественна для человека как подтверждение в нем образа и подобия Божьего, основанного на его свободной воле. Такой выбор способен даровать человеку возможность устремления к Первообразу. «Таким образом, высокие способности человека отражают Божественные свойства. Они призваны принести плоды в «добродетелях», представляющих собой участие в Именах Божиих, в способах Божественного присутствия. Однако самое существенное, определяющее динамизм образа, заключается в «начатке бессмертия» [11].
По мысли св. Ипполита, в человеке смерть естественна всегда. Даже после всеобщего воскресения в человеке сохранится смерть, но смерть не как кара за преступление Адама, а как торжественное событие в жизни человека, основанное на смерти Христовой на кресте. «Поскольку на сегодняшний день смерть существует, то всем людям должно умирать. [Из этого следует,] не об этой смерти говорил Господь, но о будущей» [4]. В воскресении как обновлении человека произойдет и обновление его смерти, она перестанет вредить человеку, но будет являться свидетельницей бессмертного начала в человеке.
Понимание бессмертия св. Ипполитом заложено в посмертной участи человека. Так он говорит: «Ибо в эту область (Ад) [ведет] одна дорога, и мы верим, что у ее врат стоит Архангел с воинством. Те, кто [сюда] приводятся ангелами, приставленными к [их] душам, пройдя эти врата, направляются не одной и той же дорогой» [6].
В представление об Аде, св. Ипполит закладывает понимание о посмертной участи человека. Так Ад – это некая подземная область, охраняемая Архангелом с мечом, куда приводятся души как грешников, так и праведников, которые ожидают праведного Суда Божьего. Но в отличие от душ грешников, души праведников получают от Ада наслаждения и блаженства, так как свет Божества, который наполняет Ад, для одних является нестерпимой болью, а для других является блаженным светом просвещения. «Это место (Ад) не приносит праведникам усталости и изнурения. Там нет ни зноя, ни холода, ни сорной травы. Но всегда улыбается созерцаемый [Богом] лик праведных отцов, которые ожидают после этого упокоения и вечного (άναβίωσις) (возвращения к жизни, воскресение)8Там же на небе. [Место] же это мы называем лоном Авраамовым. А неправедные (грешники) ведутся налево ангелами-истязателями, отправляясь уже не добровольно, но влекомые силой, подобно связанным. К ним посылаются стоящие рядом ангелы, которые изгоняют их в более глубокие области, произнося хулы и грозя устрашающим взором. И они влекут приводимых сюда как можно ближе к Геенне» [6].
Все души, по мысли св. Ипполита, до всеобщего суда находятся в Аду. «В Аде содержатся души всех до времени, определенного Богом, когда Он совершит воскресение всех, не перевоплощая души, но воскрешая тела» [6]. Воскресение (обновление) человека возможно только в целом его состоянии, обязательно с его телом. Целый человек представляется св. Ипполитом как тело, душа и дух. Так же и все творения будут приведены на Суд Божий, где все будут судимы. «И все, представ на Его Суде, люди, ангелы и демоны, изрекут одну фразу: «Праведен Суд Твой» [6]. Суд как над праведниками, так и над грешниками будет производить Христос, так как власть суда дал Ему Отец. Все предстанут пред Лицом Праведного Судии, который и будет определять дальнейшее существование человека. «Деяния тех, которые были благи, справедливо предоставит вечное наслаждение [благами], а тем, кто любил злое, определит вечное наказание»[6].
Вечные блаженства и муки представляются св. Ипполитом так: «Но только лишь праведные вспомнят праведные дела, благодаря которым они достигли Царства Небесного, где нет ни сна, ни скорби, ни гибели, ни заботы» [6]. «А у этих неправедных пребудет неугасимый и нескончаемый огнь и огненный червь, неумирающий и не разрушающий тело, извергающийся с нескончаемым страданием. Их ни сон не будет успокаивать, ни ночь не будет утешать, ни смерть не освободит от наказания, ни утешение родственников, как посредников, не принесет пользы. Ибо праведные более не видны им» [6]. Между праведными и неправедными будет пропасть, которая не будет преодолеваема.
Такое положение вещей о праведном Суде Божьем и последующей участи человека, говорит о том, что Бог, Который сотворил человека по образу и подобию своему, заложив в него свободу выбора, никогда не нарушает ее. Он не противиться ни воле грешников, ни воле праведников, предоставляя им возможность вечного упокоения именно в том месте, где им будет комфортно созерцать Божественный свет, согласно их свободной воле. Этот Божественный свет, для одних будет невыносимым и будет опалять, а для других быть наслаждением, дарующим вечные блаженства. Такое понимание Ада св. Ипполитом, говорит о том, что теперь человек находится «в тлении ада за преслушание в раю» [4]. Разрушить его человеку возможно, если он устремит свой образ к своему Первообразу, Творцу.
Святой Ипполит Римский о Боге
«Будем веровать в Отца, как Он желает этой веры; будем прославлять Сына, как Он желает этого прославления; будем принимать Святого Духа так, как Он желает, чтобы воспринимали Его дары» [2]. Св. Ипполит говорит о Боге как о Троице. Его представление Троичного Бога заключается в тождественности Трех Лиц в Единой сущности. «Отец прославляется в Троице (διά тής Трιάδος). Отец волит, Сын совершает, Святой Дух открывает» [2]. Началом в бытийном понимании Св. Троицы, св. Ипполит видит Бога Отца. Бог Отец в Троице имеет бытие, которое посредством Своей воли как динамического действия направляет на Сына и Св. Духа. «Сын (παίς) исповедал, что Он во Отце по (δυνάμει) (сила, мощь)9Там же и (διαφέσει) (существовать, составлять)10Там же». [2]. Св. Ипполит говорит о действии и расположении Сына в Отце, посредством единой воли с Отцом, но в тот же момент он говорит, что Сын имеет расположение в существе Отца. Мы видим здесь неярко выраженный субординационизм.
Неярко выраженный субординационизм св. Ипполита заключается в том, что «Единство Отца, Сына и Св. Духа обосновывается преимущественно на том, что начало Божества одно» [1]. Сын воспринимается св. Ипполитом как Слово внутреннее и в тот же момент Слово произнесенное и Слово рожденное. Надо отметить тот факт, что св. Ипполит, говоря о Слове, не говорит о единосущности его с Отцом, «а возвращается к таким неопределенным выражениям, как «сила», «расположение», «согласие», «единомыслие» [1].
Субординационизм св. Ипполита основывается, прежде всего, на том, что Слово Божие есть Сын Божий [5]. Именно Сыновство Сына по отношению к Отцу есть тот факт, что Слово является динамическим действием Отца, равноприродным Ему, но в основе своей, стоящий в сущностном ряду по отношению к Отцу. Такое положение вещей приводит св. Ипполита к тому, что Сын Божий, имея свое бытие в Отце, является либо Его внутренним Словом, либо произнесенным. «Его бытие как Слова, мыслимого Отцом, рождаемого Им в виде Λόγοςἐνδιάθετος, т. е. внутренней мысли Отца о всем. Бытие Слова как Λόγοςπροφορικός (τέλειοςΛόγοςμονογενής) с момента произнесения первого творческого слова Отцом до момента воплощения Слова (в этом фазисе Λόγος был Сыном только в предведении Отца» [1].
Λόγος (Слово), прежде всего устроитель и посредник между Богом Отцом и человеком. Домостроительство Логоса Сына, по мысли св. Ипполита, есть посредническое действие между Богом Отцом и человеком. Бог Отец Своим внутренним произносимым Словом, посредством рождения совершает «οικονομία» домостроительство человека. «Существует Единый Отец, Которому присуще Слово, чрез Которое все сотворено и Которое в последние времена – как мы выше сказали – было послано Отцом для спасения людей» [2].
Λόγος Сын Божий у св. Ипполита именуется в разных категориях действий Отца. Так Слово это и φέλημα [2] (воля)11Там же, άποτελεί [2] (представлять, совершает как носитель, чей то власти)12Там же, ύπακούω [2] (подчиняться)13Там же, διа πάνтων [2] (через все)14Там же. Все действия Сына направлены Отцом для домостроительства человечества. «Логос рожден Отцом «в качестве начальника, советника и исполнителя всего сотворенного» (Contra haeresin Noeti 10 .4) и был Посредником, Который открывался в Ветхом Завете» [9]. Такой подход неярко выраженного субординационизма у св. Ипполита может говорить только об одном: «По мнению А. А. Спасского, в учении Ипполита Римского нашли выражение недостатки богословия апологетов, прежде всего субординационизм: Логос-Демиург, второй Бог, выступает не как внутреннее проявление Божества, а как сила, обращенная к миру, которая находится на границе плеромы и космоса и которая лишь динамически и по воле связана с Богом» [10].
О личности Св. Духа у св. Ипполита сказано крайне скудно. Св. Ипполит называет Св. Духа сообщающим знания, благодатью [2]. Не применяет к Нему, в отличие от Отца и Сына, термин «πρόσωπον», который он использует, по мысли В. В. Болотова, в смысле «persona» [1]. Такое положение вещей говорит нам о том, что «Ипполит не признает Св. Духа Лицом в собственном смысле слова: он считает в Боге «два Лица, а по домостроительству третью благодать Св. Духа» [9]. Но у св. Ипполита есть намек на то, что Св. Дух соединяется с Отцом чрез Слово [1].
В заключение. Говоря о богословии священномученика Ипполита Римского, стоит обратить внимание на его системный подход. Он выражается в том, что св. Ипполит в своих трудах последовательно формирует догматическое учение Церкви в ответ на еретическую гностическую систему. Его богословское мышление открывает абсолютно новый подход в изучении антропологического взгляда на человека и Троичного Бытия Лиц Пресвятой Троицы. Такой системный подход дает нам возможность говорить о Боге и человеке в контексте личности. Данный взгляд на человека и Бога крайне важен, так как именно представление о личности человека и Бога говорит о том, что как Бог, так и человек имеют свою неповторимую свободу, которая не нарушатся ни одной из личностей. В современном мире этот вопрос крайне актуален. Благодаря богатому богословскому наследию св. Ипполита, отца раннехристианской Церкви, мы смело можем говорить о неприкосновенной личности человека, его индивидуальности и неповторимости. Св. Ипполит смог системно изложить понимание о самом главном в человеке – о его жизни и смерти. Смерть – это вечная загадка всего человечества, ответ на которую человек ищет всегда. Св. Ипполиту удалось дать точный системный ответ на загадку смерти, благодаря чему человечество имеет возможность реально взглянуть смерти в «глаза» и осознать, что такое есть смерть на самом деле. Именно смерть и является нарушением личностной свободы человека. Чтобы осознать смерть как нарушение личностного пространства, человек должен устремиться к своему Первообразу – Троичному Богу. Именно Личностный Троичный Бог, по мысли священномученика Ипполита Римского, и есть надежда человечества на избавление от смерти и совершенствование личности человека.
Смотрите также:
«Святой мученик Иустин философ. О человеке и Боге»;
«Святитель Феофил Антиохийский о человеке и Боге»;
«Священномученик Ириней Лионский о человеке и о Боге»;
«Татиан Ассириец. О человеке и о Боге».
ЛИТЕРАТУРА
- Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. //URL: http: http://www.odinblago.ru/bolotov_origen/8 (дата обращения 28.05.2020).
- Ипполит Римский Свящм. Беседа против ереси некоего Ноэта. О воплощении и домостроительстве Христа. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/protiv-eresi-nekoego-noeta/ (дата обращения 21.05.2020).
- Ипполит Римский Свщм. На благословения Иакова. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/na-blagoslovenija-iakova/ (дата обращения 20.05.2020).
- Ипполит Римский Свщм. Обличение на иудеев. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/oblichenie-na-iudeev/ (дата обращения 21.05.2020).
- Ипполит Римский Свщм. Слово о Христе и антихристе. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/xrist_antixrist/ (дата обращения 20.05.2020).
- Ипполит Римский Свщн. Cохранившийся фрагмент из «Слова против эллинов», или «о Всеобщей причине против Платона». //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/cohranivshijsja-fragment-iz-clova-protiv-ellinov-ili-o-vseobshej-prichine-protiv-platona (дата обращения 21.05.2020).
- Ипполит Римский Свщм. Толкования на книгу пророка Даниила. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimskij/tolkovanija-na-knigu-proroka-daniila/#sel=165:10,165:10 (дата обращения 20.05.2020).
- Мейендорф И. прот. Введение в святоотеческое богословие. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/14 (дата обращения 24.05.2020).
- Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV века. //URL: http: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagarda/lektsii-po-patrologii-1-4-veka/12_35 (дата обращения 28.05.2020).
- Ткаченко А. А. Статья в Православной Энциклопедии. Ипполит Римский. //URL: http: http://www.pravenc.ru/text/673797.html (дата обращения 28.05.2020).
- Olivier Clément Sources. Les mystiques chrétiens des origins Textes et commentaires Éditions Stock, 1986. – Перевод с французского Г. В. Вдовиной под редакцией А. И. Кырлежева //URL (дата обращения 26.05.2020).
Аннотация на английском языке:
Malnov P.Y.
HIEROMARTYR HIPPOLYTUS OF ROME. ABOUT MAN AND ABOUT GOD
Hieromartyr Hippolytus of Rome is an early Christian father of the Church. He represents man as body, soul, and spirit. The most common studies of his anthropology are the world's demise, the man's death, the fate after death, and the judgment of God to man. The study of the man's resurrection is quite poorly sanctified. The essence of humanity is represented as a single whole.
Man has the power of will to change his own death and continued existence. He describes God as the Holy Trinity. So, the Father has the essence of being in the Holy Trinity. The Son is the Father's inner spoken Word or Logos and He is born from it. The Son is introduced as an intermediary between God and Man in the World. Mediation should be seen as the Son's contribution to the common cause. The Son is the dynamic action of the Father.
The doctrine of the Holy Spirit is quite poor as well. The Holy Spirit is called the prophetic spirit and grace. The Holy Spirit has a common being with the Father and the Son.
Keywords: Trinity, God, the Father, the Son, the Holy Spirit, Logos, Word, man, death, Hell, will, personality.