Подставлять ли другую щеку преступнику?
JESUS-PORTAL.RU. 25 сентября. Продолжается расследование дела Ивана Мамонова – атамана, который ударил пьяного соседа, ворвавшегося к нему ночью в дом. Ударом Мамонов проломил нападавшему череп – в результате атаману были предъявлены обвинения по статье «нанесение тяжких телесных повреждений», сообщают Вести.Ru. Сейчас ему грозит семь лет тюрьмы.
В социальных сетях развернулась кампания в поддержку Мамонова с хэштегом #ЯМыИванМамонов и требованиями пересмотреть актуальное законодательство в отношении самообороны. Сам он от претензий к нападавшим отказался.
Как отмечает в интервью Вести.Ru юрист Всеволод Мелехин, как правило, «следствие всегда стремится возбудить уголовное дело и переложить ответственность на суд, а суд уже решает – было превышение или нет». Суд над Мамоновым пока не состоялся.
Изображение для кампании в поддержку Ивана Мамонова
Источник: Вконтакте
В Совете Федерации еще в 2017 году предложили отменить уголовную ответственность за самооборону, сообщает РИА Новости. Внесенный сенаторами в Госдуму законопроект предусматривает изменения в статью 37 Уголовного кодекса и уточняет обстоятельства, исключающие преступность деяний при самообороне. На настоящий момент он еще не рассмотрен.
Согласно законопроекту, причинение вреда нападающему не будет являться преступлением, если преступник незаконно вторгся в пределы частной собственности жертвы или любое помещение (офис, дача), занимаемое ею на законных основаниях. Также превышением пределов самообороны нельзя будет признать действия в защиту тех, кто находится в заведомо беспомощном состоянии (например, детей).
Законодатели отмечают, что суды в большинстве случаев встают на сторону нападающих, руководствуясь действующим законодательством.
«Наши граждане не должны бояться защищать себя, свой дом, жизнь и здоровье своих близких. Они должны иметь полное право на самооборону, в том числе с использованием оружия».
В Совфеде предложили обратиться к опыту американского законодательства, где закреплен принцип «Мой дом – моя крепость», разрешающий гражданам защищать себя и свое жилище всеми возможными силами и средствами.
Подобные случаи, когда защищающийся подвергается уголовному преследованию, весьма распространены – что связано еще с отсутствием закона о профилактике домашнего насилия и декриминализацией побоев.
Так, правозащитница Алёна Попова отметила в интервью «Агентству социальной информации», что «80% осужденных за убийство женщин сидят за самооборону против своих насильников». Попова подчеркнула, что в российских судах опираются на критерий «соразмерности», который не всегда является адекватным. То есть, жертва имеет право отвечать на насилие только теми средствами, которые используются против нее (например, кулаками в ответ на удар кулаков, вне зависимости от своей физической формы и формы нападающего, или душить в ответ на удушение).
В результате, многие логичные действия в свою защиту (например, использование подручных предметов – ножа, ножниц) классифицируются как превышение самообороны.
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал случай Ивана Мамонова, отметив, что в этой ситуации мужчина был обязан защищать себя и свою семью. Архиерей подчеркнул в программе «Церковь и мир» на канале «Россия-24», что все обстоятельства произошедшего должны быть детально исследованы.
Митрополит Иларион также пояснил, что христианство отнюдь не призывает к пассивности перед злом:
«Обычно это мнение основывают на словах Христа о том, что если тебя ударят в правую щеку, то подставь левую (Мф. 5:39). Но речь здесь идет совсем не о том, что не надо обороняться, не надо защищать других или самого себя».
По словам архиерея, эта известная евангельская цитата говорит о том, что не стоит стараться выйти из любого конфликта победителем, а «если говорить о защите жизни, то всякий христианин призывается защищать от агрессии жизнь и свою, и своих близких».