Митрополит Иларион рассказал о «правительстве» Церкви

Заседание Высшего Церковного Совета
Заседание Высшего Церковного Совета
Источник: Фотослужба Патриарха Московского и всея Руси

JESUS-PORTAL.RU. 1 февраля. К числу изменений в церковном управлении, которые произошли по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, 11-я годовщина с начала Предстоятельского служения которого отмечается 1 февраля, относится создание Высшего Церковного Совета, в чей состав вошли руководители Синодальных учреждений Русской Православной Церкви. Как отметил в эфире программы «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, функционально Высший Церковный Совет можно сравнить с правительством в том смысле, в каком это слово употребляется по отношению к Совету министров какого-либо государства.

«Каждый синодальный отдел – это своего рода церковное министерство, но раньше все они работали изолированно, то есть министры были, а Совета министров не было, – уточнил иерарх. – Патриарх создал Высший Церковный Совет для того, чтобы все мы – руководители синодальных учреждений – знали, кто чем занимается, чтобы мы могли попросить друг у друга совета или друг другу что-то посоветовать, а самое главное – услышать от Патриарха те советы, которые нам необходимо получить в своей деятельности».

Говоря о принципе принятия решений в рамках этого органа, митрополит Иларион подчеркнул, что заседания Совета предполагают ведение свободной дискуссии. «Не всегда члены Высшего Церковного Совета соглашаются с Патриархом, не всегда Патриарх соглашается с тем или иным членом ВЦС, – отметил он. – При этом, конечно, слово Святейшего Патриарха является для нас законом – было бы странно, если бы мы не выполняли указания Патриарха. Мы можем заявить о своем мнении, выразить свое несогласие, но конечное решение принимает Патриарх, а в контексте Высшего Церковного Совета – это коллегиальное решение, которое мы принимаем все вместе».

Коллегиальные решения принимаются и на заседаниях Священного Синода. «В Синоде мы обсуждаем вопросы, высказываем свое мнение. Можем не соглашаться друг с другом, но конечное решение принимаем единогласно. Мы даже не голосуем – это просто решение, которое принимается консенсусом», – рассказал владыка Иларион.