Последнее путешествие Иисуса Христа в Иерусалим. Избрание семидесяти апостолов

После Преображения на горе Фавор Господь отправляется в Свое последнее путешествие в Иерусалим. Ему известно обо всем, что ожидает Его в Святом граде, а потому по-человечески Он как бы желает отдалить неизбежное, но все же отправляется в Иудею. Евангелист Иоанн приоткрывает перед нами душевное состояние Спасителя:

«После сего (то есть после исповедания Петра и последовавшего затем Преображения) Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что иудеи искали убить Его. Приближался праздник иудейский — поставление кущей. Тогда братья Его (речь идет о двоюродных братьях Спасителя) сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев» (Ин. 7. 1–13).

Итак, Господь покидает родную Галилею и отправляется в Свое последнее путешествие в Иерусалим на праздник Кущей, один из трех больших праздников, который был установлен в честь сорокалетнего странствования евреев по Синайской пустыне. Как известно, у евреев имеется собственный лунный календарь с особым наименованием месяцев года. В соответствии с этим календарем праздник Кущей начинается в пятнадцатый день месяца тишри, который соответствует нашему октябрю, и длится восемь дней. Таким образом, можно определить хронологические границы последнего пребывания Спасителя в Иудее: Он прибыл в Иерусалим в октябре и пробыл в Иудее до апреля, когда и совершилось Его пленение, распятие и Воскресение.

Обычный путь из Галилеи в Иудею пролегал через Самарию, и во время Своего двукратного посещения Иерусалима на праздник Пасхи Христос шел именно так. Но в этот раз Господь избирает другой путь. Он проходит не через Самарию, но идет через Заиорданские земли.

Вот как объясняет это евангелист Лука:

«Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9. 51–56).

Почему же самаряне не приняли в этот раз Спасителя и Его учеников? Потому что они шли паломниками в Иерусалим на праздник Кущей. Известно, что самаряне и иудеи издавна находились в непримиримой вражде, избегая всякого соприкосновения друг с другом. Поскольку самаряне были убеждены, что священным местом поклонения Богу является гора Гаризим, находящаяся на их земле, то чинили всяческие препятствия еврейским паломникам, шедшим из Галилеи в Иерусалим на тот или иной праздник. Дабы миновать Самарию, Господь идет из Галилеи через Десятиградие и Перею, расположенные к востоку от реки Иордан. На этом пути происходит одно важное событие, о котором свидетельствует евангелист Лука.

«После сего (то есть на пути в Иерусалим по Заиорданской стороне) избрал Господь других семьдесят учеников (кроме двенадцати) и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 1–11).

Итак, Господь вновь избирает и посылает на проповедь уже семьдесят Своих учеников. Момент избранничества очень важен. Спаситель прямо говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Это значит, что если сердце человека воспламеняется стремлением нести в мир Слово Божие, значит, к этому деланию он призывается Самим Господом. Не нужно думать, что проповедовать о Христе призваны только священнослужители. Очень часто Господь избирает простых людей, наделяя их великим даром проповеди, и, если вы почувствовали сердечный зов проповедовать Христову Истину, знайте: это Божий призыв, который не следует в себе заглушать, но нужно идти и проповедовать.

Каково же должно быть слово о Христе, какова цель проповеди? Главная цель та, которую определил Спаситель: «проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7).

Подытоживая ранее сказанное, можно утверждать, что Царство Божие есть полнота человеческой жизни, есть высшее счастье души человеческой, которые достигаются не иначе, чем через общение с Богом. Во Христе это Царство приблизилось к людям, стало достижимым, реальным. Его-то и нужно проповедовать людям как подлинную цель их бытия.

Далее Господь сказал очень важные слова: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16).

Проповедь о Христе не есть простое изложение событий или сообщение какой-то информации. Это есть слово Истины. В свою очередь, ее отрицание слушающим не может остаться для него без последствий. Ибо если человек отвергает проповедь о Христе, то он тем самым отвергает Бога.

Проповедь о Христе есть проповедь о Боге, потому что именно во Христе, как позже скажет апостол Павел в Послании к жителям города Колоссы, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

Слушая, постигая и воплощая в своей жизни содержание проповеди о Христе, человек открывает путь к Богу и, значит, к преображению своей жизни на началах истины и любви.