Комментарий редактора "Азбуки веры"

«Слово пастыря» было написано митрополитом Кириллом в просветительских целях, и направлено на широкую читательскую аудиторию. Вероятно, в этой связи автор стремился избегать чрезмерно сложной богословской терминологии, подбирая, по возможности, более или менее простые слова и выражения. Некоторые из фрагментов его сочинения, представленные в упрощенном варианте изложения, впоследствии были подвержены критике.

Так, нареканию подверглись слова митрополита Кирилла о нерапространении на Деву Марию последствий первородного греха в связи с тем, что Она была предочищена Духом Святым ещё до Своего Рождества:

«Как свидетельствует церковное предание, — пишет владыка Кирилл, — еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии» (глава: О Матери Божией).

Некоторые критики связывают эти слова с учением Римо- Католической Церкви о предварительном отъятии Богородицы от уз первородного греха, противоречащем учению Православной Церкви о всеобщности распространения первородного греха (исключение составляет Господь Иисус Христос), учению о Божьей Матери.

Надо сказать, что данная фраза и действительно не отличается строгой корректностью, действительно может вызвать соблазн. Однако, нет оснований считать, что владыка Кирилл слепо следует здесь учению Западной Церкви. Скорее, он хотел выразить (не слишком, правда, удачно) то учение, зафиксированное в сочинениях святых отцов Церкви, согласно которому, до Благовещения (и, конечно же, после), при особом содействии благодати, Богородица не давала возможности наличествовавшему в Ней первородному греху проявлять себя так, как он проявлялся во всех прочих людях (не имеем в виду Её Сына), вела непорочную жизнь.

Как известно, зачатие Богородицы было чудесным. В этом нужно видеть особое действие Божественного Промысла в отношении будущей Матери Спасителя, однако нельзя видеть действие, направленное на избавление её от зараженности первородным грехом.

Другое место, вызывающее соблазны у верующих, касается учения о Лицах Пресвятой Троицы. Стремясь приблизить разумение верющих к постижению сложной догматической истины при помощи аналогии с человеческим умом, владыка правильно сопоставляет Бога Отца с разумом (умом), Сына Божьего, Бога-Слова — с рождаемой разумом (умом) мыслью, но не слишком осторожно высказывается о Святом Духе, обозначая Его, как энергию, исходящую от Бога Отца.

Вот эти слова: «А что же тогда Бог Дух Святой? Это Божественная энергия, предвечно исходящая от Бога Отца» (О Святой Троице).

В строгом богословском понимании Святой Дух, конечно же, не энергия, а Ипостась, Божественное Лицо. Энергия — это Божественное действие, проистекающее от Отца через Сына и проявляющееся в Духе Святом. В данном отношении Святой Дух именуется Выразителем действенной воли, проистекающей от Отца через Сына, но никак не самой волей и не самим действием, не самой энергией.

Вероятно, что в этом случае, как и в предыдущем, автор «Слова пастыря», действуя из благих побуждений донести до массового читателя содержание трудного для разумения догмата, несколько отошёл от строгой богословской терминологии в миссионерских целях, почему и позволил себе применить в отношении Духа такое сопоставление.