Основные этапы земной жизни Иисуса Христа: Иордан — Галилея — Иерусалим.
Евангелисты не ставили перед собой задачу написать хронику деяний Спасителя, не составляли они и Его биографию. Евангельские повествования — это свидетельства очевидцев. Каждый свидетель события описывает его так, как он его видел, точнее, сумел увидеть, делая акценты на наиболее важных для него обстоятельствах, подчеркивая наиболее существенное.
Однако при внимательном чтении всех четырех евангелистов, сопоставляя описанные ими события, можно выстроить хронологическую канву земной жизни Господа. В дальнейшем мы выделим некоторые из этих событий и поговорим о них отдельно. А ныне просто воскресим в памяти основные вехи земной жизни Богочеловека Иисуса Христа.
Господь родился в Вифлееме. На восьмой день по требованию Закона Он был обрезан, а на сороковой день, также по обычаю, как первенец мужского пола был посвящен Богу в Иерусалимском храме. Там Его встретил почтенный старец по имени Симеон, который, будучи одним и семидесяти переводчиков Библии с еврейского языка на греческий, усомнился в правильности текста пророка Исаии, который гласит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). Ангел, явившись Симеону, сказал, что тот не увидит смерти, пока не станет свидетелем чуда рождения Спасителя от Девы. Более двухсот лет ожидал Симеон встречи с Мессией. Устав от жизни, он с радостью завершает свой жизненный путь, встретив в храме Младенца Иисуса. Песнь, которой праведный Симеон почтил Спасителя, исполняется в Православной Церкви за каждым вечерним богослужением:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2. 29–32).
Там же в храме Господа встретила пророчица по имени Анна. Эта встреча Спасителя и Его Матери со старцем Симеоном и пророчицей Анной вспоминается Церковью 15 февраля по новому стилю в праздник Сретения Господня.
Вскоре после этого, гонимые погибельным для них гневом царя Ирода, Пречистая Дева Мария и Иосиф Обручник с Богомладенцем Иисусом бегут в Египет. После смерти Ирода семья возвращается в Палестину и, опасаясь оставаться в Иудее, где правит наследовавший Ироду его сын, жестокий Архелай, избирает для жительства галилейский город Назарет, из которого происходил род Иосифа. Евангелие ничего не говорит о детстве Спасителя и лишь одним эпизодом касается темы Его отрочества. Евангелист Лука рассказывает о том, как однажды Святое семейство отправилось в Иерусалим на праздник Пасхи, и там в храме двенадцатилетний отрок Иисус вступил в собеседование с начитанными в Священном Писании книжниками, поразив их Своей мудростью и знанием (Лк. 2. 41–51).
Общественное служение Христа Спасителя начинается на берегу реки Иордан, где от Иоанна Крестителя Он получает Крещение. Удалившись в Иудейскую пустыню, Господь претерпевает искушение от диавола на горе близ Иерихона и, выйдя из Своего сорокадневного уединения, находит у Иордана будущего апостола Андрея, в ту пору ревностного последователя Иоанна Крестителя. Андрей становится Первозванным, то есть первым из учеников, призванных Спасителем. За Андреем последовал его брат Петр, и вместе с Учителем они направляются в Галилею, где происходит встреча Спасителя с еще четырьмя учениками: братьями Иаковом и Иоанном, которые были рыбаками на Галилейском озере, а также с Филиппом и Нафанаилом.
В земле Галилейской начинает Господь Свою проповедь. Это событие было ознаменовано совершением чуда в городе Кане, который существует до сего дня и именуется Каной Галилейской. Господь был приглашен сюда вместе с Его Матерью на брачный пир. Новобрачные, по всей вероятности, были людьми скромного достатка, и в самый разгар праздничной трапезы неожиданно закончилось вино, предназначенное для угощения гостей. Хозяева пребывали в растерянности, не зная, что предпринять. В этот момент Дева Мария обращается к Своему Сыну, прося Его помочь этим простым людям.
И Господь совершает Свое первое чудо, превращая обычную воду в вино гораздо более доброе, чем то, что участники брачного пира пили в начале трапезы. Совершилось чудо, но насколько просто и человечно! Да это и понятно, ибо чудо является зримым свидетельством той любви, с которой Бог обращается к людям. Первое чудо, совершенное Иисусом в обстановке брачного торжества в Кане Галилейской, являет эту Божественную любовь в обычном житейском деле, подавая бедным людям в трудную минуту нежданную помощь.
Замечательно, что почти все события, о которых мы знаем из евангельского повествования, оставили тот или иной след в материальной культуре и истории Палестины. Так, рассказ о чуде в Кане Галилейской дивным образом подтверждается бережно сохраняемыми в местном православном храме каменными сосудами, которые употреблялись во времена Иисуса в качестве водоносов.
Евангелие не уточняет, в каком именно городе Галилеи жил Господь в первые месяцы Своего общественного служения. Но описание чуда в Кане Галилейской дает нам основание предполагать, что после Крещения в Иордане и искушения в пустыне Он, по всей вероятности, пребывал в родном доме в Назарете.
Путешествуя по дорогам Галилеи, Господь собирает вокруг Себя множество народа: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4. 23–25).
Одни люди всем сердцем принимают слова Спасителя, другие устремляются к Нему лишь потому, что Он творит чудеса, может исцелить и помочь. Среди окружающей Его толпы много просто любопытных, зевак, а также и тех, кто связывал Его появление с возможным освобождением Израиля из-под власти Рима. Но в числе слушателей Господа были и те, кто относился к Спасителю и Его учению с настороженностью и недоверием.
Это в первую очередь так называемые фарисеи. Сейчас это слово употребляется как нарицательное, для обозначения человека лицемерного, двоедушного. Однако во времена Спасителя фарисеи составляли очень влиятельную религиозно-политическую партию, своего рода неформальное объединение единомышленников. Фарисеи строго соблюдали предписания закона Моисеева, но не столько в его нравственной, содержательной части, сколько в обрядово-бытовом отношении, считая, что скрупулезное исполнение обряда, строгое следование бытовым предписаниям Моисеева закона оградят иудеев от ассимиляции с другими народами, сохранят их самобытность, укрепят национальную идею ожидания Мессии и возвеличения Израиля пред лицем всех народов земли.
Вопреки этим чаяниям все, о чем говорил Спаситель, чему Он учил и к чему призывал, было обращено не к форме, а к внутреннему содержанию. Подчеркивая Свою преемственную связь с Ветхим Заветом, но не с формальной, бытовой его стороной, а с глубинной и содержательной, Христос постоянно обращается к внутренней жизни человека и, проповедуя Царство Божие, говорит о нравственном законе в сердце человеческом. Это было трудно понять фарисеям. Проповедь Христа бросала им вызов, требовала полного пересмотра отношения к Моисееву закону и, естественно, вызывала у многих неприятие, обеспокоенность, подозрения и даже злобу.
В продолжение трех с половиной лет общественного служения Спасителя Пасхальные праздники с Его участием, которых было четыре, являются некими хронологическими вехами, помогающими воссоздать общий строй евангельских событий.
В первую Пасху Господь идет в Иерусалим из Назарета через Самарию. Эта Пасха была отмечена первым открытым столкновением Спасителя с книжниками.
По обычаю правоверные иудеи того времени раз в год, на праздник Пасхи, собирались в своей столице, чтобы помолиться в Иерусалимском храме, национально-религиозной святыне евреев. По культовому ритуалу, иудеи совершали в своем храме кровавые жертвоприношения во очищение грехов, жертвуя тельцов, птиц, ягнят. При храме продавались жертвенные животные и располагались лавки менял.
Евангелие повествует о том, как Господь, войдя в Иерусалимский храм, был поражен обилием людей, занимавшихся под священными сводами торговлей и обменом денег. При виде этой неподобающей святому месту обстановки Господь возмутился духом и бичом изгнал торговцев и менял из дома Божия, дома молитвы, обращенного ими в вертеп разбойников. Столкнувшись лицом к лицу со злом, с извращением здорового религиозного чувства и религиозной традиции, Господь заносит хлыст, чтобы силой остановить беззаконие. Конечно, столь радикальное действие не могло понравиться тем, кто своим духовным авторитетом как бы оправдывал и освящал все, что происходило при храме, и в первую очередь фарисеям, книжникам, духовным правителям иудейского народа.
После посещения Иерусалима Господь вместе с учениками возвращается в Галилею. Его путь лежит опять через Самарию, занимавшую центральную часть Палестины между северной Галилеей и южной Иудеей. В ту пору эту местность населяли самаряне, народ, произошедший от смешения евреев с язычниками. Результатом этого явилось, в частности, изменение религиозной традиции и культа. Иудеи, бережно хранившие свою традицию, решительно отказывались от всякого общения с самарянами. Даже в повседневном быту любые контакты между иудеями и самарянами почитались не просто предосудительными, но решительно невозможными. Однако Спаситель по дороге в Галилею нарочито заходит в пределы Самарии, нарушая тем самым существовавшее у евреев правило: обходить стороной селения самарян, совершая путь из Иудеи в Галилею и обратно.