О спасении и Царстве Божием
Спасение можно определить как достижение подлинной цели бытия — вхождение в полноту жизни. А полнота жизни, как утверждает Священное Писание, не иссякает с прекращением существования физического тела, но переходит в вечность и ей принадлежит.
Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы человек вошел в полноту жизни. В личности Иисуса Христа воссоздана первоначальная природа человека. Он — Новый Адам — достиг цели бытия: возвысил человеческую природу до той высоты, где уже нет различия между Божественным и человеческим. В личности Иисуса Христа человеческое соединилось с Божественным. Спаситель осуществил то, к чему Бог, Творец Вселенной, призвал каждого человека. Господь совершил великий подвиг воссоздания природы человека в условиях действия в мире первородного греха и вины людей за этот грех. И для того, чтобы освободить от этой вины весь мир и каждого человека, Он, безгрешный, принес Себя в искупительную жертву. Но, помимо освобождения от греха, Господь указал людям пути достижения Спасения. Наглядным изъяснением этого пути является вся Его жизнь, описанная в Евангелиях. Люди должны подражать Спасителю в большом и в малом: в личной жизни, в общении с другими людьми.
Что мы знаем о Спасении из Божественного Откровения? Спасение есть единение человека с Богом, нравственное и духовное возрастание личности до тех высот, где Божественное соединяется с человеческим. И осуществляется это посредством общения человека с Богом Отцом через Его Сына во Святом Духе.
Ни одна религия мира, кроме христианской, не учит о Боге как об Отце. А Христос дал нам возможность обращаться к Богу со словами «Отец», «Авва», «Отче». Он научил нас удивительной молитве, которая называется «Отче наш».
Но имеем ли мы право столь дерзновенно обращаться к Богу? Да, имеем, потому что во Иисусе Христе мы все усыновлены Богу. Он воистину наш Небесный Отец. Ведь Иисус Христос — Сын Божий, и в Нем все человеческое соединилось с Божественным. Значит, через Христа все люди соединяются с Богом Отцом. «Как невозможно видеть глазами без света или говорить без языка... так невозможно человеку спастись и войти в Царство Небесное без Господа Иисуса» (преподобный Ефрем Сирин).
Но если Бог — наш Отец, то мы — Его дети. Это означает, что каждый человек связан с другим человеком наподобие того, как связаны узами родства братья и сестры. И в идеале человеческие отношения должны быть братскими. Поэтому на пути к единению с Богом человек должен особым образом преобразовать свою жизнь и жизнь вокруг себя. Этот особый мир, особый порядок бытия в Священном Писании именуется Царствием Божиим. Его-то и пришел проповедовать Спаситель. Царство Божие — это жизнь в общении с Богом Отцом через Иисуса Христа во Святом Духе.
Первыми словами Спасителя был призыв, словно продолжающий проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).
И все Евангелие проникнуто учением об этом Царстве.
Где это Царство?
«Царствие Божие внутрь вас есть», — отвечает Господь (Лк. 17:21).
Откуда это Царство?
«Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).
Не от мира сего приходит это Царство, которое Спаситель уподобляет закваске, дрожжам (см. Мф. 13. 33. Лк. 13. 21).
Царство Божие не от мира сего, но, входя в человеческую жизнь, оно возвышает, преображает и освящает эту жизнь.
Царствие Божие созидается и распространяется не без усилий: оно берется трудом. У него много противников, желающих разрушения и падения этого Царства. И потому «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13. 24–25).
Плевелы лжи, зависти и подозрений сеются диаволом, врагом рода человеческого, для того, чтобы столкнуть людей, противопоставить их друг другу, разрушить братские связи межчеловеческих отношений, в которых и созидается Божие Царство.
«Царство Небесное, — говорит евангелист Матфей, — подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир... И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли...» (Мф. 22. 2–3, 10).
Действительно, всем открыт доступ в это Царство. Для каждого распахнуты двери брачного пира, и это Царство начинается здесь, на земле, хотя его полное осуществление связано уже с иной реальностью: концом человеческой истории.
«Жатва есть кончина века», — говорит Господь (Мф. 13:39).
Греческое слово «кенония» («общение») означает в Священном Писании полноту жизни в Боге. Общение с Богом через Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, во Святом Духе являет нам Спасение и полноту Божия Царства, главным законом в котором является закон любви. Любовь есть основная и всеобъемлющая нравственная категория христианства. «Что есть для души наивысшее благо? — Пребывание с Богом и единение с Ним в любви», — говорит святитель Василий Великий.
Христианская вера призывает людей любить друг друга и на основании любви строить братские отношения, дабы всем вместе быть в общении с единым Богом Отцом, Которому мы усыновлены через Его Божественного Сына Иисуса Христа, даровавшего нам причастие Святаго Духа. Силой Духа Божия мы и способны достичь цели бытия: принять участие в созидании Царства Божия и войти в него уже здесь, на земле, чтобы в полной мере обладать им в вечности.