Троянский конь для диавола, или кому принес жертву Бог?

Распятие Господне. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Если смерть Христа — это «выкуп», как говорит об этом апостол Павел, то кому этот выкуп принесен? Человек был в рабстве у диавола, так не диавол ли получил этот выкуп? Не слишком ли «много чести» в этом для него? Отцы Церкви детально разбирали этот вопрос и дали на него ответ — для диавола, впрочем, малоутешительный.

 

Искупительный характер смерти Иисуса 

Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит о том, что Иисус Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25). И далее пишет об искупительном характере Его смерти:

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его (Рим.5:6-10).

 

Восемь фактов о распятии Иисуса Христа. Что мы должны знать о боли Богочеловека.

 

Пришествие в мир Бога в человеческой плоти является «великой благочестия тайной» (1Тим.3:16). На протяжении веков богословы старались разгадать ее. Создавались различные теории Искупления, при помощи которых люди пытались объяснить то, что превышает возможности человеческого ума.

 

Божественная хитрость

Так, например, некоторые богословы, основываясь на буквальном смысле слова «искупление» (выкуп), утверждали, что Своей смертью Христос выкупил человечество у диавола. Другие считали такую трактовку оскорбительной для Бога и справедливо возражали: кто такой диавол, чтобы требовать столь высокую цену за спасение человечества? 

Христианство говорит людям: хватайтесь за Бога, держитесь за Него крепко, не отпускайте Его — и вы никогда не утонете.

В IV веке было предложено следующее понимание Искупления: человек в результате грехопадения оказался в рабстве у диавола; чтобы искупить его, необходимо было заплатить диаволу компенсацию, выкуп. В качестве выкупа предложен был Человек Иисус Христос; диавол принял Его в обмен на человечество, однако под «приманкой» человеческой природы Христа скрывался «крючок» Божества, Которое диавол проглотил, но не сумел удержать: так Бог обманул диавола. Это толкование, красочное и остроумное, в свое время было призвано облегчить понимание тайны Искупления, но современному человеку оно вряд ли поможет осознать суть этой тайны.

 

Выкуп для Бога?

В Средние века на латинском западе развилась теория, согласно которой крестная жертва Сына Божия была вызвана необходимостью удовлетворения правосудия Бога Отца. Суть теории заключалась в следующем: люди настолько прогневали Бога своими грехами, их долг перед Богом был настолько велик, что никакими своими добродетелями и заслугами они не смогли бы расплатиться с Ним. Чтобы удовлетворить правосудие Бога, угасить Его гнев против человечества, нужна была жертва, и ее принес Сын Божий.

 

«Для спасения нам нужен именно такой Бог…»

Отцы Восточной Церкви говорили о том, что Христос принес Себя в жертву Богу Отцу, но не потому, что Бог нуждался в этой жертве, а потому, что мы в ней нуждались: «Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный». Именно нам, а не Богу Отцу, нужна была крестная жертва Сына Божия. Для спасения нам нужен был именно такой Бог, а не какой-то иной: Бог, распятый на кресте.

 

Как и почему крест из самого изощренного способа унизить человеческое достоинство стал символом торжества Богочеловека? Какую «вражду» убил на кресте Христос (Еф. 2:16)? Почему христиане поклоняются кресту и обращают к нему молитвы?

 

Подлинная причина крестной смерти Христа

Крестная смерть Сына Божия была следствием любви Бога к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Эти слова и раскрывают с наибольшей полнотой «великую тайну» Боговоплощения и крестной смерти Спасителя. Из них следует, что Бог принес в жертву Своего Сына по любви ко всему миру, а не к какому-либо отдельному народу или какой-либо группе людей. 

Бог — не Тот, Кто бросает спасательный круг утопающему и сочувственно смотрит, как тот выкарабкивается из воды: Он Сам ввергает Себя в штормовые воды человеческой жизни, чтобы человек мог ухватиться за Него и спастись. 

Из этих же слов вытекает, что спасение и жизнь вечная становятся достоянием только тех, кто уверовал во Христа. Перед Своим вознесением на небо Иисус сказал ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15-16). Без веры в Иисуса как Бога и Спасителя, без принятия Крещения и жизни по Его заповедям спасение невозможно.

 

Что же такое «спасение»?

Спасение — важнейший термин христианского богословия. Боговоплощение, согласно Символу веры, произошло «ради нашего спасения». Для этой же цели Сын Божий жил на земле, совершал чудеса, наставлял людей, пострадал, умер на кресте и воскрес из мертвых. «Сын Божий совершил наше спасение Своим учением, Своей жизнью, Своей смертью и Своим Воскресением», — говорит святитель Филарет.

Человек не может спастись своими силами: это один из основных постулатов христианского богословия. Чтобы спастись и достичь соединения с Богом, нужен Спаситель. Таким Спасителем для всего человеческого рода стал Иисус Христос, пострадавший и умерший за людей. Его Божественная благодать спасает тех, кто уверовал в Него и живет по Его заповедям. 

 

Почему учение о реинкарнации несовместимо с православной верой? Что такое «будущий век», наступления которого ждут христиане? Что необходимо знать о воскресении мёртвых и вечной жизни? 

 

Спасение в христианстве понимается не просто в том смысле, что Бог пришел к людям на помощь. Бог — не Тот, Кто бросает спасательный круг утопающему и сочувственно смотрит, как тот выкарабкивается из воды: Он Сам ввергает Себя в штормовые воды человеческой жизни, чтобы человек мог ухватиться за Него и спастись.

Христианство говорит людям: хватайтесь за Бога, держитесь за Него крепко, не отпускайте Его — и вы никогда не утонете. Именно такой образ Бога — не просто сочувствующего на дистанции, но разделяющего с человеком все скорби и испытания его жизни, — открывает людям Богочеловек Иисус Христос.

 

Такого Бога мы раньше не знали 

Боговоплощение, жизнь на земле, страдания и смерть Иисуса Христа стали новым откровением о человеке.

Явив человечеству лик Божий, Иисус одновременно явил ему лик подлинного человека. Он показал, каким может и каким должен быть человек. Для христиан Иисус Христос — абсолютный идеал духовного и нравственного совершенства: в преданности Богу, любви к Богу и людям, воле, любви, самопожертвовании.

 

Можно услышать вопрос: «Что значит “в любви к Богу”? Ведь Иисус Христос — Сам Бог?» Узнайте 12 тезисов митрополита Волоколамского Илариона о главном парадоксе христианства.

 

Страдания и крестная смерть Иисуса Христа стали новым откровением о Боге. Они явили лик Божий таким, каким люди никогда его не видели. Бог, проливающий кровь за людей, страдающий и умирающий на кресте в страшных мучениях, — такого Бога человечество узнало впервые.

 

Источник: Митрополит Волоколамский Иларион. Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере.