Второе послание апостола Павла к Коринфянам: перевод-парафраз, главы 1-3
В предыдущем материале мы рассказывали о переводах-парафразах и их предназначении. Сегодня предлагаем вашему вниманию пример такого перевода — Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Надеемся, этот материал откроет для вас новые смыслы в хорошо знакомом тексте. Автор перевода — Стефан Парахин.
Глава 1
1-2 Я, Павел, был послан Мессией, Иисусом, на особую миссию, запланированную самим Богом. Я пишу это Божией общине в Коринфе и верующим по всей Ахаии. Пусть все дары и блага, которые исходят от Бога, нашего Отца и Господа, Иисуса Христа, будут вашими! Тимофей, человек, которого вы знаете и которому доверяете, присоединяется ко мне в этом приветствии.
3-5 Вся хвала Богу и Отцу нашего Господа, Иисуса Мессии! Отец всякого милосердия! Бог всего, что приносит утешение и ободрение! Он идет рядом с нами, когда мы переживаем трудные времена, и Он сводит нас с кем-то еще, кто переживает трудные времена, чтобы мы могли быть рядом с этим человеком так же, как Бог был рядом с нами. Мы пережили много трудных времен, которые постигают нас из-за следования за Мессией, но их не больше, чем хороших времен, когда мы переживаем Его ободряющее утешение — этих времен мы также получаем полной мерой.
6-7 Когда мы страдаем за Иисуса, мы становимся более зрелыми, и таким образом это способствует вашему утешению и спасению. Если с нами хорошо обращаются, протягивают руку помощи и говорят ободряющие слова, это также работает на вашу пользу. Ведь в любом случае мы приобретаем новые способы помочь вам, ободрить, побуждать вас без колебаний идти вперед, открывать новые горизонты. Когда мы видим, что вы разделяете с нами наши трудные времена, становится несомненно, что вы будете и наслаждаться с нами хорошими временами.
8-11 Мы не хотим, чтобы вы, друзья, оставались в неведении о том, как нам было тяжело, когда все чрезмерные и невыносимые бедствия обрушились на нас в Азии. Это было так тяжело, что мы не думали, что есть какой-то шанс выкарабкаться. Мы чувствовали себя так, словно нас отправили в камеру смертников, что для нас все кончено. Как оказалось потом, это было лучшее, что могло случиться. Вместо того, чтобы полагаться на наши собственные силы или ум, строить планы о том, как выбраться из этого, мы были вынуждены полностью доверять Богу — это замечательная идея, поскольку Он такой Бог, Который и мертвых воскрешает! И Он сделал это, спас нас от неминуемой гибели. И Он сделает это снова, спасая нас столько раз, сколько нужно. Вы и ваши молитвы — часть спасательной операции, и я не хочу, чтобы вы оставались в неведении по этому поводу. Я даже сейчас вижу ваши лица, вознесенные в хвале за то, что Бог избавил нас. Он даровал нам спасение, и в этом спасении ваши молитвы сыграли важную роль.
12-14 Теперь, когда худшее позади, мы рады сообщить, что вышли из этого, как и из остальных происшествий, с чистой совестью и верой. Нам есть чем гордиться. Ведь мы постоянно так жили, особенно когда были у вас. Но так было не из-за каких-то наших сверхспособностей. Это был Бог, который держит нас сосредоточенными на Нем, бескомпромиссно. Относительно этого послания: не пытайтесь читать между строк или искать скрытые смыслы в нем. Как и всегда, мы пишем простую, незамутненную правду, надеясь, что теперь вы увидите всю картину так же хорошо, как видели некоторые детали. Мы хотим, чтобы вы знали — у вас есть повод, чтобы гордиться нами так же, как мы гордимся вами. Все остальные поводы гордиться нами вы узнаете, когда мы станем вместе перед нашим Господом Иисусом.
15-16 Относительно моих планов, начну свой рассказ так: уверенный в вашем радушии, я изначально планировал два замечательных визита к вам —по пути в Македонию, а затем снова на обратном пути. На прощанье мы бы устроили праздник, вы снабдили бы меня всем необходимым, и я отправился бы в Иудею. Таков был план.
17-19 А теперь, когда этого не получилось, вы собираетесь обвинить меня в том, что я пренебрегаю своими обещаниями? Правильно? Неужели вы думаете, что я говорю как двуличный, слова предлагаю одни, а значение подразумеваю обратное, так что в один момент у меня бойкое «да», а в следующий — бойкое «нет»? Если вы так думаете, вы сильно ошибаетесь. Я стараюсь быть таким же верным своему слову, как Бог — Своему. Наше слово к вам не было небрежным «да», а вскоре равнодушным «нет». Когда Сила, Тимофей и я проповедовали Сына Божиего среди вас, вы уловили какие-либо разногласия, то «да», то «нет», и так постоянно, раз за разом? Разве это не было чистое, сильное «да»? Наша проповедь была чистой, без двузначностей.
20-22 Все, что Бог обещал, Он дал нам через Иисуса. Потому исполнение всех обетований Божиих получают печать Иисуса: «да». Принимая их, мы подтверждаем это, говоря: «Аминь. Да будет так». И принимая Его обетования и благодаря за них, мы прославляем Бога. Теперь, когда мы приняли Божие помазание, твердо веруя во Христа, Бог укрепляет нас в тесных отношениях со Христом. И Он дал нам Своего Духа — важнейшее из обетований и достовернейший признак того, что мы получим и все остальные обетования.
23 Итак, вы готовы к настоящей причине, по которой я не навестил вас в Коринфе? Бог мне свидетель, единственная причина, по которой я не пришел, заключалась в том, что я не хотел жестко говорить с вами о том, что вы наделали. Я был крайне внимателен к вам, просто удивляюсь, как вы могли подумать, что я равнодушен к вам или хочу манипулировать вами.
24 Мы не придираемся к тому, как ваша вера отображается в жизни. Мы не собираемся контролировать каждый ваш шаг, постоянно что-то подозревая, к чему-то придираясь. Мы с вами напарники, мы работаем вместе, и наша цель — радовать вас. Мы уверены, что ваша вера тверда.
Глава 2
1-2 Вот почему я решил не наносить еще один визит, который мог быть только болезненным для нас всех. Если бы я просто появился, то поставил бы вас в болезненно неловкое положение — как бы вы тогда могли подбодрить и порадовать меня?
3-4 Поэтому я и решил написать письмо вместо того, чтобы приехать. Да я и не хотел проводить жалкое время, разочаровывая тех самых друзей, от которых с нетерпением ждал ободрения. В то время, когда я писал это, я был убежден, так будет лучше для всех нас. Как оказалось, просто написать это письмо было достаточно больно, на пергаменте было больше слез, чем чернил. И я написал его не для того, чтобы причинить боль; я написал, чтобы вы знали, как сильно я беспокоюсь о вас. Да, что там беспокоюсь — люблю вас!
5-8 Теперь, что касается того, кто все это начал — человека, который причинил всю эту боль, — я хочу, чтобы вы знали, что я не тот, кто пострадал в этом так сильно, как, за некоторыми исключениями, все вы. Я так говорю, потому что не хочу, чтобы вы думали, что он сделал еще большее зло, чем это было на самом деле. То, на что большинство из вас согласилось в качестве наказания, является достаточным наказанием. Сейчас самое время простить этого человека и помочь ему встать на ноги. Если все, что вы делаете, это изливаете на него обвинения, вы вполне можете утопить его в них. Мой совет сейчас — излейте на него свою любовь.
Читайте также: Второе послание апостола Павла к Коринфянам: причины и контекст написания.
9-11 Основное внимание в моем письме было уделено не наказанию преступника, а тому, чтобы заставить вас взять на себя ответственность за благосостояние Церкви. Так что, если вы простите его, я также прощаю его. Не думайте, что я ношу с собой список личных обид. Дело в том, что я присоединяюсь к вашему прощению, Христос свидетель, что я прощаю от всего сердца. В конце концов, мы не хотим даже невольно дать сатане возможность для еще большего зла — мы хорошо знаем его коварные замыслы!
12-14 Когда я прибыл в Троаду, чтобы провозгласить Благую весть Мессии, я обнаружил большую перспективу для этой проповеди: Бог открыл дверь, приготовил сердца людей к принятию Благой вести; все, что мне нужно было сделать — это пройти через открытую дверь. Но когда я не нашел Тита, ожидающего меня с новостями о вашем состоянии, душа моя не находила покоя. Беспокоясь о вас, я вскоре уехал и отправился в Македонию в поисках Тита и его ободряющих слов о вашем состоянии. И, слава Богу, я нашел его.
14-16 Однако и эта перемена маршрута не принесла ущерба. В Мессии Бог ведет нас с места на место в одном вечном параде победы. Через нас он приносит знание о Христе. Куда бы мы ни пошли, люди вдыхают этот изысканный аромат. Благодаря Христу мы испускаем сладкий аромат, восходящий к Богу, который распознается теми, кто находится на пути спасения, — аромат, благоухающий жизнью. Но те, кто на пути к разрушению, относятся к нам скорее как к вони от гниющего трупа.
16-17 Такое служение накладывает огромную ответственность. Нет никого настолько компетентного, чтобы он сам мог успешно справиться с этим. Однако Бог удостоил нас этой привилегии, и мы в свою очередь очень ответственно отнеслись к этому. Не так, как те, кто разбавляет Слово Божие по вкусу окружающих и таким образом проповедуют его, пытаясь нажиться на этом. Такие похожи на торговцев, которые разбавляют вино водой, чтобы больше заработать. Нет, мы проповедуем Слово Божие так, словно стоим в присутствии Христа, когда говорим; словно Бог смотрит нам в лицо. Мы говорим то, что получаем прямо от Бога, и говорим это так искренне, как только можем.
Глава 3
1-3 Это выглядит так, словно мы хвастаемся, настаиваем на своих полномочиях, утверждаем свой авторитет, словно люди, носящие с собой рекомендательные письма, написанные другими людьми. Но это не так. Мы не нуждаемся в рекомендательных письмах ни для вас, ни от вас. Вы сами — это все, в чем мы нуждаемся. Сама ваша жизнь — это наше рекомендательное письмо, которое любой может прочитать, просто взглянув на ваш образ жизни. Сам Христос написал это — не чернилами, но Живым Духом Божиим; не на камне, но на ваших сердцах.
4-6 Такое рекомендательное письмо, как ваш образ жизни, написано благодаря тому, что Христос действовал через нас. Оно и является наиболее убедительным свидетельством того, что мы истинные Божии работники. Нам бы и в голову не пришло написать такое письмо о себе. Только Бог может написать такое письмо. И это Он уполномочил нас быть служителями Нового Завета. Этот Завет не был написан чернилами на бумаге, подобно Старому Завету. Ввиду положений Старого Завета, каждый оказывался грешником и приговор был один: смерть. А согласно Новому Договору, грешник не только избегает смерти, но и получает потенциально новую жизнь: Бог дарует им Своего Духа, и Он дает им настоящую жизнь, Сам руководя ими!
7-8 По факту, Старый Завет, высеченный на каменных скрижалях, представлял собой смертоносное служение, его служители в конечном итоге подпадали осуждению смерти. Тем не менее, введение в действие его было ослепительным. Лицо Моисея, когда он передавал скрижали, было таким ярким в тот день, что народ Израиля не мог смотреть прямо на него, подобно тому, как невозможно смотреть на солнце. Насколько же более ослепительно тогда служение Живого Духа?
9-11 Если служение Осуждения было впечатляющим, хотя приводило к тому, что каждый осознавал себя грешником пред Богом, то как насчет этого служения Одобрения, которое ведет к оправданию нас пред Богом? Каким бы ярким ни было то старое служение, оно выглядело бы совершенно скучным и тусклым рядом с этим новым. Если это быстро проходящее служение производит впечатление, то насколько б́ольшее впечатление производит это, ярко сияющее непреходящее служение?
12-15 Имея такую надежду, мы действуем очень смело. В отличие от Моисея, нам нечего скрывать. У нас все открыто. Он носил покрывало, чтобы дети Израиля не заметили, что в конечном итоге слава угасала, — и они этого не заметили. Они не заметили этого тогда, и они не замечают этого сейчас, не замечают, что за этим покрывалом ничего не остается. Даже сегодня, когда зачитываются книги Cтарого Завета, они не замечают этого. Словно как Моисей использовал покрывало, так и они теперь используют покрывало, только уже для покрытия своих сердец. Только Христос может освободить от этого так, чтобы они сами могли убедиться, что за покрывалом ничего нет.
16-18 Потому всякий раз, когда они поворачиваются лицом к Господу, веруя в Иисуса, Бог снимает покрывало, и вот они встречаются с Ним, лицом к лицу! Они внезапно осознают, что Бог Живой, Он лично присутствует. Они осознают различие между Ним и куском высеченного камня. И когда Бог лично присутствует, присутствует Живой Дух, это старое, ограничивающее законодательство признается устаревшим. Мы свободны от этого! Все мы! Ничто не стоит между нами и Богом, наши лица сияют яркостью Его лица. И поэтому мы преображаемся во многом подобно Мессии, наша жизнь постепенно становится ярче и прекраснее по мере того, как Бог входит в нашу жизнь, и мы становимся подобными Ему.
Читайте далее: главы 4-10.