Спасут ли русские Константинополь? Древние пророчества
Кто предсказал, что «великий светловолосый северный народ» освободит Константинополь и вновь сделает Святую Софию православным храмом? Какими событиями подкреплялось это пророчество, и суждено ли ему исполниться? Исследуем исторические свидетельства.
Хоть не являла книга эта
Ни сладких вымыслов поэта,
Ни мудрых истин, ни картин,
Но ни Виргилий, ни Расин,
Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,
Ни даже Дамских Мод Журнал
Так никого не занимал:
То был, друзья, Мартын Задека,
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов.
Так описывает Пушкин любимую книгу Татьяны Лариной. Действительно, под именем Мартына Задеки предприимчивый московский купец издал гадательную книгу с сонником, но пришел этот таинственный автор в Россию по другому поводу. В 1770 году в Базеле на немецком языке под его именем вышла книга предсказаний, в которой, среди прочего, говорилось и о близком падении Османской империи. Книга была немедленно переведена и издана в России, в то время воевавшей с турками. Она стала популярной и не раз переиздавалась. В 1828 году, опять в период русско-турецкой войны, прорицания Мартына Задеки стали частью целого сборника предсказаний о скором конце империи султанов, авторами которых, как сообщалось, были также арабский астролог Мустаэддын и французский археолог Яков Спон. Там же было помещено пророчество, «найденное на гробе Константина Великого». Такого рода литература вызывала интерес не только у любителей легкого чтения: еще в царствование Алексея Михайловича были сделаны первые переводы на русский язык нескольких греческих пророчеств. Посетивший в 1835 году Святую землю писатель и государственный деятель А .С. Норов привез оттуда в Россию греческий текст «Видения блаженного Иеронима Агафангела», также предрекавший скорый конец Османской империи. Во всех этих прорицаниях говорилось о «желтых и белых детях севера», «великом светловолосом северном народе», которому суждено прогнать мусульман и восстановить христианское царство на Босфоре. Понятно, почему всплески интереса к этой литературе приходятся на периоды русско-турецких войн.
«Видение Агафангела»
В греческом мире профетическая (от греч. προφητεία — «пророчество») литература была популярна давно. В период османского владычества получили распространение пророчества, возвещавшие грядущее падение Османской империи и возвращение в Константинополь христианских владык. Как полагают греческие исследователи, в таких книгах люди находили утешение и надежду на будущее освобождение. Обычно пророчества приписывались каким-нибудь древним авторитетным авторам — императору Льву Мудрому (конец IX — начало Х в.), Константинопольскому патриарху Тарасию (VIII в.) и даже жившему в эпоху Константина Великого Мефодию Патарскому. Тексты этих произведений, на самом деле созданные значительно позже и за свою историю подвергшиеся многочисленным правкам, были написаны особым, образным и не всегда понятным языком, оставлявшим широчайшее поле для разнообразных толкований. Как и более ранняя профетическая литература, эти произведения говорили о наказаниях за грехи, в красочных подробностях описывали конец времен. Но они содержали и важное отличие, которое обеспечило им широкую популярность: в них говорилось о вполне достоверных исторических политических событиях, на фоне которых сообщалось и о событиях будущих. Из всех будущих событий греков тогда волновал, прежде всего, вопрос о том, когда падет империя султанов и в Константинополе вновь будет править христианский царь.
Кто такой настоящий пророк и каковы критерии истинного пророчества? Что об этом говорит Библия?
Одним из самых популярных пророчеств было уже упомянутое «Видение Агафангела». Читателей этого произведения, датированного XIV в., особенно подкупало детальное изложение недавней европейской, в том числе русской, истории. Оно объясняется тем, что настоящим автором «Видения Агафангела» был ученый греческий архимандрит Феоклит Полиидис, написавший его в середине XVIII в. К тому времени, когда А. С. Норов привез его в Россию, оно уже было широко известно в греческом мире: много переписывалось от руки и выдержало несколько печатных изданий. Переписчики вносили свою правку и дополнения в текст, насыщая его сведениями о последних политических событиях. Так, в тексте, привезенном А. С. Норовым, толкователи видели упоминания о войне России с Наполеоном, событиях греческой национально-освободительной революции 1821 г., польском восстании 1830-1831 г. В нем также находили указания на дальнейшее возвышение России, ослабление морского могущества Великобритании, скорое освобождение Константинополя от мусульман. Темные места пророчества позволяли интерпретаторам находить в нем предсказания и о будущих событиях: один из современных блогеров увидел в тексте предсказание о возвращении Крыма в состав России в 2014 г. Но все же основной пафос «Видения Агафангела» — это предвозвещение торжества христианства над исламом, восстановления православного царства со столицей в древнем Константинополе. Именно такой смысл и придавал широкую популярность этому пророчеству.
Несбывшиеся Надежды
После успешного завершения войны за независимость (1821-1830) и создания королевства Греция пророчества о грядущем возрождении Византии не утратили актуальности. Это произошло потому, что итоги войны за независимость многих греков не удовлетворили: страна получила небольшую территорию, равную примерно четверти современной Греции, а большинство греков остались в Османской империи. Священный для греков Константинополь, который они, подобно римлянам, называли просто Городом, тоже остался во власти Османов. Получалось, что пророчество еще не исполнилось.
Пророчества о скором конце света тоже были популярны на протяжении всей истории христианства. Узнайте о том, как конца света ждали в библейские времена, в 1000-м, 1492-м, 1991-м и 2000-м годах. А главное, убедитесь в том, что «семьдесят седмин» пророка Даниила (Дан. 9:24) в самом деле исполнились во Христе!
Всякая надежда на освобождение от мусульман порабощенных земель и соплеменников порождала рост интереса к «Видению Агафангела» и другим пророчествам. В конце 1830-х годов в Греции было издано несколько сборников пророчеств. В это время у власти в стране находилась «русская партия», которая пользовалась покровительством России. Это оживляло традиционные надежды греков на русскую военную помощь. Крымская война вызвала в греческом мире особое воодушевление: в 1853 году исполнялось ровно четыреста лет со дня падения Константинополя, и некоторые пророчества «назначили» на этот год возвращение Города христианам. Новые издания пророчеств с новыми толкованиями были опубликованы во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, популярны они были и в период Балканских войн, и в годы Первой мировой войны. За сто лет существования независимого греческого государства его территория расширилась в четыре раза. Но Константинополь все еще оставался столицей империи султанов.
Поражение Османской империи в Первой мировой войне и ее распад вселяли в греков новые надежды. Когда войска стран Антанты в 1919 году стояли в Константинополе, одному греческому священнику удалось даже отслужить литургию в храме Св. Софии. Однако надеждам не суждено было сбыться: Малая Азия и Константинополь остались за пределами Греции, а их греческое население было истреблено, бежало или было принудительно выселено в ходе греко-турецкого обмена населением. Но старинная мечта о Константинополе и возрождении христианского царства на Босфоре продолжает жить: новые издания «Видения Агафангела» можно и сейчас увидеть в книжных магазинах Греции.