Спасет ли Бог всех?
Краткое текстовое изложение:
Вопрос: Есть мнение, что Господь Бог наш как любящий Отец не может желать или допустить вечного наказания своему ребенку. Соответственно, вечно претерпевать адские мучения не будет ни одна душа. Как мне кажется, здесь есть расхождение с церковным учением. Помогите разобраться.
Митрополит Иларион: Есть частное богословское мнение, что вечные муки не будут вечными: его в III веке высказывал Ориген, в IV веке — святитель Григорий Нисский, а в VII веке его высказывал преподобный Исаак Сирин. Но общецерковное учение заключается в том, что муки грешников будут вечными, и это учение основано на свидетельстве Евангелия, потому что Сам Христос в Своих словах о Страшном суде говорит о праведниках, что они пойдут в жизнь вечную, а о грешниках, что они пойдут в муку вечную.
Почему это не соответствует милосердию Божию? Потому что Господь дал каждому человеку свободу. Не Бог хочет осудить человека на муки, а сам человек осуждает себя на муки. Вы привели в пример одного режиссера, который сделал пакостный фильм о монахинях. Это же не Бог ему приказал такой фильм сделать? Наоборот, он прекрасно знает, что, делая такой фильм, он идет против воли Божией, но ему так хочется, так нравится. Ему хочется нагадить Церкви, оскорбить ее, а Бог не отнимает у него эту свободу. Для таких людей, которые не хотят с Богом в рай, будет существовать ад, где они будут наслаждаться общением с дьяволом.
Читайте также различные мнения по этому вопросу:
Есть ли надежда на спасение всех людей? Митрополит Иларион. Во что верят православные христиане?
Архимандрит Феогност (Пушков). Евангельское учение о вечных муках: слова и притчи Христа.
Леонид Дементьев. Критический анализ статьи архимандрита Феогноста (Пушкова) о вечных муках в Евангелии.