Женское священство – путь к обновлению Церкви или нарушение естественного порядка вещей?

«Служба» на праздновании двадцатилетия женского священства в Церкви Англии
«Служба» на праздновании двадцатилетия женского священства в Церкви Англии
Источник: Соцсети

JESUS-PORTAL.RU. 27 мая. В ФРГ прошла общенациональная забастовка женщин за расширение своих прав в рамках института Римско-католической церкви в Германии, сообщает информационный портал Deutsche Welle. Отмечается, что выступления движения «Мария 2.0» были направлены против существующих властных структур и замалчивания сексуального насилия со стороны священнослужителей. 

Протестующие призвали отказаться от посещения храмов и церковных работ, выполняемых на добровольных началах, и сами провели «богослужения» без участия священников за пределами религиозных заведений. Участницы движения направили Папе Римскому Франциску онлайн-петицию, в которой потребовали обеспечить женщинам возможность занимать все церковные должности наряду с мужчинами, а также отменить обет безбрачия католических священников. 

Протест активисток движения «Мария 2.0»

Источник: Deutsche Welle

По заявлению президента Католического союза немецких женщин (KDFB) Марии Флахсбарт, движение «Мария 2.0» явилось ответом на «глубокий кризис католической церкви, абсолютную утрату доверия». 

Информагентство также связывает акцию протеста с резонансным случаем в январе этого года, когда австрийский священник Херманн Гайслер «агрессивно домогался» немецкой монахини Дорис Вагнер во время исповеди. Ранее Вагнер сообщила в Ватикан о сексуальном насилии и домогательствах, которым ее подвергали за время восьмилетнего служения. В ответ на это в мае папа Франциск издал указ, который обязал священнослужителей сообщать о случаях сексуальных домогательств или сокрытии подобных фактов.  

В Православной Церкви существует однозначная позиция по вопросу женского священства, которое признано недопустимым. Такое решение имеет под собой богословское обоснование, и в то же время совпадает с мнением большинства священнослужителей. Так, портал «Православие.ru» цитирует игумена Нектария (Морозова):

«Матерью может быть только женщина. Но женщина не может быть священником – им может быть только мужчина. Говорит ли это о дискриминации? Нет. Это говорит о разном замысле Творца в отношении мужчины и женщины».

Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов отмечает, что в православии «священство – это не род административного служения и личного жизненного призвания, но соотнесение этого служения с первосвященством Господа Иисуса Христа». Вместе с этим он подчеркивает, что в Русской Церкви женщины «занимают многие ключевые посты служения, начиная с центрального церковного аппарата до церковных СМИ», а также активно занимаются иконописью, регентством и преподают в духовных школах, семинариях и высших учебных заведениях Церкви.

В православии существовала древняя практика рукоположения диаконисс – женщин, несущих послушание, близкое к диаконическому. В некоторых Поместных Церквах эта практика действует и до сих пор – так, в 2016 году Патриарх Александрийский Феодор II рукоположил первых диаконисс для служения в Африке, сообщает «Православие.ru» . Посвященные женщины были призваны помогать в миссионерской деятельности Катангской митрополии (епархия Александрийской Церкви в Конго), «особенно в Таинстве Крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности Церкви».

Посвящение диаконисс для служения в Африке

Источник: «Православие.ru»

В то же время, мнение православных мирян в России по вопросу женского священства может отличаться от мнения духовенства. Это продемонстрировали результаты опроса, проведенного Pew Research Center в 2017 году. Согласно аналитическим данным, в России к приятию женского священства готовы 39% респондентов. Это значение оказалось наиболее высоким среди близлежащих стран – к примеру, в Грузии за отмену запрета на рукоположение выступило 9% опрошенных, в Армении – 17%, в Беларуси – 28 %. Меньше всего сторонников женского священства оказалось в Эфиопии (7%), а больше всего – в Эстонии (44%).

Свое мнение о женском священстве высказал также председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Комментируя в эфире телепрограммы «Церковь и мир» на канале «Россия-24» протест активисток движения «Мария 2.0», архиерей отметил, что протестующие, отказывающиеся от посещения храмов, демонстрируют «слабое понимание того, что такое Церковь и зачем она существует».

Митрополит Иларион отметил исторически сложившийся порядок в Православной Церкви, согласно которому священные степени изначально были распределены среди мужчин – начиная с апостолов, которым Господь вверил пастырское служение. Он также рассказал, что существует богословская аргументация сложившегося порядка помимо «природного различения функций, которое без всякой дискриминации существует в Церкви».

«Служение священника – это служение духовного отцовства. Как женщина не может быть отцом, так она не может быть и священником».