Москва – Третий Рим. Согласна ли Церковь?

Купола Архангельского собора и звезда на башне Московского Кремля
Купола Архангельского собора и звезда на башне Московского Кремля
Источник: Максим Блинов / РИА Новости

JESUS-PORTAL.RU. 17 июля. Концепция Москвы как Третьего Рима возникла первой половине XVI века и выражает философскую идею о переносе центра мира в российскую столицу. Как указывает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ», авторство этого высказывания традиционно приписывается монаху псковского Елеазарова монастыря Филофею, который писал:

«Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».

Таким образом обозначалось, что Русь стала фактически преемницей Византийской империи как центра цивилизации в целом и христианства в частности. Как отмечает ученый, само самодержавие в Руси строилось на концепции «Москва – Третий Рим»: государь был не только политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и ценностей, а также защиту православных верующих во всем мире.

Эта идея стала вновь востребованной в середине XIX века, отмечает «Культура.РФ». Тогда концепцию «Москва – Третий Рим» стали использовать славянофилы, которые обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.

Сегодня об этом высказывании нередко вспоминают, говоря об отличии России от Запада и сохранении традиционных ценностей в противовес не всегда положительным достижениям либерализма. Вместе с тем, отношение самой Церкви к идее «Третьего Рима» нельзя назвать однозначным. Можно ли сказать, что сегодня эта концепция устарела? 

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем выступлении на фестивале «Православие и спорт» рассказал о своем отношении к идее «Третьего Рима». В его понимании, в эту концепцию заложено два главных смысла: связь с первым Римом, через которую утверждена связь с Евангелием, и идея «последнего оплота», о которой писал историк Церкви Николай Лисовой.

«Многие отпали, мы остались – в этом смысле мы тот самый, так сказать, спецназ, отряд, армия... Здесь это тоже очень важно понимать».

Легойда отметил, что сейчас каждому важно делать то, что от него зависит, «ну а как будет – так будет».

Об идее Москвы как наследницы Византии рассказал и председатель Отдела внешних Церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Выступая в эфире программы «Церковь и мир» на канале «Россия-24», он прокомментировал высказывание президента России Владимира Путина о смерти либеральной идеи и поделился своим мнением по вопросу, является ли Россия последним оплотом христианства.

«Я не считаю, что мы сегодня можем использовать концепты, которые сложились много веков назад и отражали определенную историческую реальность, но вряд ли применимы к сегодняшней реальности» – сказал митрополит Иларион. По его мнению, подобные «геополитические теории» являются крайне непрочными. Он подчеркнул, что перед Русской Церковью и в самой России стоит огромная по масштабу внутренняя миссионерская задача – привести к воцерковлению тех людей, которые считают себя православными, но по сути не являются таковыми и далеки от Церкви.

«Я думаю, что это гораздо более важная задача, чем любые рассуждения о Третьем Риме и о роли Москвы как центра христианства».

Архиерей подчеркнул, что Россия – страна с глубокими христианскими корнями, но при этом христианство здесь – «не феномен прошлого, а феномен настоящего и основа для будущего». Свидетельством этого он назвал «огромное число людей, собирающихся в православных храмах на церковные праздники». Вместе с тем он напомнил, что это «не повод для триумфализма».