Импортозамещение или жизнь?

Подготовка оборудования для искусственной вентиляции легких в палате отделения реанимации-анестезиологии городской больницы имени Архиепископа Луки в Тамбове
Подготовка оборудования для искусственной вентиляции легких в палате отделения реанимации-анестезиологии городской больницы имени Архиепископа Луки в Тамбове
Источник: Алексей Сухоруков / РИА Новости

JESUS-PORTAL.RU. 22 июля. Против женщины, заказавшей незарегистрированное в России противосудорожное лекарство, не будет возбуждено уголовное дело. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой официального представителя столичного главка МВД Юрия Титова. По его словам, результаты доследственной проверки резонансного происшествия не содержат оснований для возбуждения уголовного дела, цитируют в информагентстве.

Ранее в социальных сетях распространилась информация о задержании 16 июля Елены Боголюбовой, матери тяжелобольного ребенка. Боголюбову задержали в отделении почты в Москве, когда та пыталась получить посылку с лекарством от судорог «Фризиум», которое не зарегистрировано в России. Лекарство требуется ее десятилетнему сыну Мише, страдающему болезнью Баттена – это неизлечимое генетическое заболевание, при котором требуются противосудорожные препараты. Точных аналогов «Фризиума» в России нет.

О происшествии пишет Лида Мониава, директор фонда помощи тяжелобольным детям «Дом с маяком», на своей странице в Facebook. По ее словам, двое полицейских заявили Боголюбовой, что посылка арестована как контрабанда, и пригрозили возбуждением уголовного дела. Допрос длился в течение семи часов, за это время состояние ребенка ухудшилось. Как сообщает Мониава, отпустить женщину удалось только благодаря связям благотворительных организаций в правительстве.

Елена Боголюбова с сыном Мишей
Источник: Благотворительный фонд «Дом с маяком» / ВКонтакте

В Кремле выразили обеспокоенность происшествием, пишет РИА Новости со ссылкой на Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента России. В поддержку Боголюбовой выступил также депутат Госдумы Михаил Старшинов, который попросил генпрокурора РФ Юрия Чайку проверить законность ее задержания. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова назвала подобное происшествие недопустимым и выразила надежду на «тщательное изучение этой конкретной ситуации».

В свою очередь, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер подчеркнула, что ситуация с задержанием Боголюбовой – не единичная, противосудорожные препараты нужны «десяткам тысяч людей». При этом, отмечает Федермессер, российское законодательство не позволяет получить эти лекарства никаким образом: ни из-за границы, ни по почте, ни заказав его через интернет – все эти способы законодательство приравнивает или к контрабанде, или к сбыту, цитирует РИА Новости.

«Разумно ли говорить о том, что мама больного ребенка, вывозя незарегистрированный препарат, который в результате становится, раз он незарегистрированный, наркотиком, а акция становится контрабандой, что мама должна подвергаться уголовному преследованию? Нет. Наказанию должны подвергаться в таком случае высокопоставленные чиновники, которые, несмотря на пятилетнюю борьбу – пять лет мы говорим о том, что это нужно сделать, – они до сих пор не нашли способа решить этот вопрос, несмотря на проговоренность с президентом и так далее».

Запрет на ввоз с целью сбыта препаратов, у которых нет государственной регистрации, действует в России с января 2015 года. Под него попали медикаменты для лечения психических расстройств и онкологических заболеваний, также в России не зарегистрированы некоторые противоэпилептические препараты, отмечает сайт проекта «Сноб».

Кроме того, 28 июня правительство расширило перечень импортных медицинских изделий, запрещенных для закупки государственным больницам. В опубликованном на сайте правительства РФ списке медицинских изделий и оборудования, для которых установлены ограничения при госзакупках, значится медицинская техника (аппараты искусственной вентиляции легких и ингаляционного наркоза), протезы, перевязочные материалы, ортопедическая обувь и многое другое. Планируется, что подобные ограничения поддержат российское производство медицинских изделий.

Посетители на первых в России соревнованиях людей с ограниченными возможностями, 2016 г.
Источник: Кирилл Каллиников / РИА Новости

В Совете по правам человека при президенте назвали запрет на импорт медицинских товаров «отсроченным убийством», сообщает Интерфакс. Так, многие неизлечимо больные люди станут жертвами «непродуманной политики импортозамещения без границ», считает член СПЧ Александр Асмолов.

По его словам, нельзя допускать, чтобы импортозамещение нарушало право человека на жизнь и конституционное право на охрану здоровья. Такие риски в сфере здравоохранения требуют пристального внимания совета, передает Интерфакс со ссылкой на пресс-релиз организации.

Озабоченность в связи с принятым решением выразил также член совета протоиерей Кирилл Каледа. Председатель СПЧ Михал Федотов пообещал провести по этой теме круглый стол с участием представителей Минздрава, Минэкономразвития, Общественной палаты и врачей. Он пообещал провести гуманитарную экспертизу этого решения несмотря на то, что оно уже принято, уточняет информагентство.

Эта мера импортозамещения также вызвала широкий протест в социальных сетях. Так, на сайте гражданских кампаний Change.org была запущена петиция против принятого решения, собравшая на настоящий момент более 112 тысяч голосов.

Ограничение ввоза импортной медицинской продукции прокомментировал также митрополит Волоколамский Иларион в программе «Церковь и мир» на канале «Россия-24». Он призвал правительство консультироваться с компетентными медицинскими специалистами на предмет наличия отечественных аналогов запрещенных к ввозу товаров, назвав тему импортозамещения медицинских препаратов и техники «очень опасной».

«Политика импортозамещения важна для экономики нашей страны, но она не должна приводить к тому, что люди будут терять здоровье или жизнь».

Архиерей отметил, что далеко не всегда отечественные аналоги лекарств и медицинской аппаратуры в полной мере соответствуют импортным по своему воздействию. По его словам, это лучше всех понимают врачи, которые «забили тревогу» в связи с решением правительства.

Как подчеркнул митрополит Иларион, в каких-то случаях зарубежное оборудование и препараты могут оказаться незаменимыми – особенно это касается онкологических заболеваний. Ахиерей отметил, что импортозамещение в подобных случаях должно быть «очень избирательным».