Дело Telegram – где пролегают границы свободы?
JESUS-PORTAL.RU. 6 сентября. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова высказалась против блокировки популярного мессенджера Telegram. Она считает очень важным достижение компромисса, а не полный запрет сервиса, цитирует РИА Новости лекцию Москальковой в Московском городском педагогическом университете:
«Я и мои коллеги выступили против закрытия Telegram, когда стоял этот вопрос. Но Telegram должен правоохранительным органам сообщить источник информации, если это было связано с преступлением или явлением, которое может разрушить права человека и повлиять на безопасность государства и общества».
Telegram – популярный месенджер, гарантирующий анонимность пользователей, в связи с чем его часто критикуют за потенциальное удобство для организации преступлений – в частности, торговли наркотиками и организации терактов. Так, в июне 2017 года ФСБ заявила об использовании террористами Telegram перед взрывом в Петербурге, сообщает «Интерфакс».
В апреле 2018 года Таганский районный суд Москвы постановил ограничить доступ к Telegram за отказ руководства мессенджера предоставить ФСБ ключи шифрования, позволяющие получить доступ к переписке пользователей, сообщает Lenta.ru. Ранее глава Роскомнадзора Александр Жаров обвинил создателя мессенджера Павла Дурова в «нейтральном отношении к терроризму». В ответ Дуров заявил, что только за месяц Telegram заблокировал более 5 тыс. публичных каналов и групп, связанных с пропагандой терроризма, цитирует «Интерфакс»:
«Telegram обрабатывает запросы на удаление террористических материалов со всего мира – и ни в одной стране Telegram не был заблокирован за несуществующую "нейтральность" в этом вопросе».
В настоящее время сервис все еще доступен пользователям. В апреле этого года Жаров признал, что текущая система блокировок оказалась недостаточно эффективной в отношении мессенджера, цитирует RNS. В июне же стало известно, что глава Роскомнадзора работает над новыми инструментами полной блокировки мессенджера.
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал резонансное дело против Telegram в эфире программы «Церковь и мир» на канале «Россия-24», призвав уважать все точки зрения: создателей, пользователей приложения и правоохранителей.
«У руководителей Telegram аргумент такой, что они предоставляют людям возможность общения, что они соблюдают конфиденциальность и что они никому не хотят давать ключи от своей системы. И это их человеческое право».
Вместе с тем он призвал с пониманием относиться к мерам спецлужб, которые те «считают обоснованными». По его мнению, забота о безопасности граждан дает им право выдвигать разработчикам мессенджера подобные требования. Он отметил, что первостепенная задача правоохранительных органов – предотвращать теракты, и в этом им необходимо оказывать всяческое содействие.
Митрополит Иларион отметил, что в сложившейся ситуации следует винить не правохранителей, а террористов.
«Мы являемся сейчас свидетелями и потенциальными жертвами войны, которую террористы развязали против всего нашего народа».
Архиерей сравнил это с личным опытом досмотра в аэропорту:
«Приведу простой пример из собственной практики. Я очень много путешествую, очень часто прохожу через металлоискатели в аэропортах. Иногда меня просят снять обувь, раскрыть чемодан и показать содержимое. Должен признаться, что психологически это неприятно. И иной раз я думаю: ну почему вот так, без всякого уважения, относятся к священнослужителю? Но тут же себя останавливаю и говорю себе, что эти люди имеют право на такие действия, и я должен им подчиниться, потому что это делается ради нашей безопасности».
Библейская цитата дня от портала «Иисус»
По мнению редакции, сюжет о спорах вокруг Telegram и позиция митрополита Волоколамского Илариона по этому вопросу могут быть проиллюстрированы примером апостола Павла. Апостол известен тем, что отстаивал свои гражданские права, и римским чиновникам даже приходилось извиняться перед ним в случаях, когда его права были нарушены:
Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города (Деян. 16:37–39).
Вместе с тем, апостол Павел подчеркивал, что государственная власть имеет полномочия на то, чтобы контролировать безопасность граждан, и призывал к повиновению ей:
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые (Рим. 13:3–6).