Может ли человек противостоять антихристу?
Состояние своего бессилия перед происходящим в мире злом стало хорошо нам знакомо в последние месяцы. Чтобы справиться с ним, полезно помнить о ценности несгибаемой человеческой воли. Сирийские мистики, например, считали, что человек способен сражаться (без оружия!) даже с самим антихристом и полчищами его приспешников. Рассказываем об этом примере «последнего рывка» в самое темное время.
Откровение Иоанна Богослова рассказывает, как Иисус Христос победит антихриста:
«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. <…>
Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: „Слово Божие“. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих“. <…>
И увидел я зверя, и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами» (Откр. 19: 11-21).
Однако в Церкви Востока в первом тысячелетии книга Апокалипсис не была переведена и не входила в церковный канон. Поэтому древневосточные богословы представляли себе апокалиптические события несколько по-другому.
В мемре (трактате) «О будущем веке» Нарсая Нисибийского, сирийского богослова и поэта 5 в., мы читаем о двух этапах победы над антихристом. Сначала с ним борется человек, а уже потом — Господь.
Нарсай красочно описывает, как вокруг антихриста собираются десятки тысяч сторонников; он говорит также, что десятки лжеучений объединятся вокруг антихриста. И только один человек придет, чтобы состязаться с ним, — пророк Илия. Он, согласно восточно-сирийской традиции, вместо смерти был вознесен на небо. Богословы много размышляли о том, что с ним происходит на небе. Как пишет сирийский мистик Иосиф Хаззайа, Илия и еще один вознесенный пророк, Енох, находятся где-то ниже небесной тверди, на великой горе. Они еще не достигли будущего века, не достигли состояния неизменяемости и пребывают в теле. Иосиф Хаззайа рассказывает, что они нуждаются в еде, нуждаются в причастии, рассуждает о том, как они были крещены в облаке света.
Илия в полном одиночестве и без оружия состязается со всем воинством антихриста:
Как атлет, он спустится и встанет между их рядами. Он вознесет свой голос и испугаются его силы злого. Стадионом станет творение для его атлетичности (для его подвига как атлета — прим. пер.). И соберется весь мир, чтобы посмотреть состязание одного с тысячами. Внутри театра сражения встанет он посреди и будут на него смотреть земные и небесные. О духовная битва, которая будет на земле, когда потерпят поражение духовные тысячи и победит человек!
Нарсай использует здесь категории знакомой ему греческой культуры. «Духовные тысячи» — это демоны, которые помогают антихристу, а под человеком здесь понимается пророк Илия. Для него Илия — это не супергерой, а все еще человек, и богослов удивляется тому, что он побеждает тысячи демонов.
И далее он говорит:
«О победа, которая будет в мире, полном поражений!»
Речь про поражени человеческой удобопреклонности, всей человеческой слабости. Для Нарсая Илия как представитель людей сделает последний рывок человеческой воли перед явлением Христа.
«Победа, в которой победит правда и потерпит поражение сторона лжи и чад ее!»
И только после этого приходит Христос. Он говорит о Его голосе:
«О тот голос, который заставит прозвучать праведник пред лицом нечестивых, и испугаются от него побеждаемые толпы демонов и людей».
Дальше он говорит, что слово Илии будет подобно мечу и…
«…побегут и спрячутся по подобию лисиц в свои норы».
Далее уже описывается второе пришествие Христа.
Главное отличие этого рассказа от Апокалипсиса — сражение человека с антихристом. Нарсай специально подчеркивает, что эта победа будет необычна для нашего века побеждаемой воли. Для восточно-сирийской традиции только Христос по Своему человечеству имел волю неудобпреклонную (потенциально преклонную, но не преклонившуюся ко греху на протяжении всей Его жизни). А Илья описан как единственное творение, в котором единство человеческой и божественной воли достигло своей полноты, изначального единства.
Для Нарсая важна эта победа, потому что так перед вторым пришествием Христа совершается последний рывок человеческой воли. Этот рывок происходит в самый тяжелый период человеческой истории, когда любовь оскудевает, а правда терпит поражение. Он неслучайно начинает с побеждаемой правды, а затем возвращается к победе в лице Илии. Восточно-сирийская традиция подчеркивает значение человеческого усилия в борьбе со злом. Илия не убивает антихриста, не побеждает его полностью — но сражается с ним перед приходом Христа. Сначала на изломе, в состоянии оскудевающей любви, совершает победу человек, а затем окончательную и несоизмеримую победу, ибо за этим стоит преображение всего мира, совершает Бог.
Статья подготовлена на основе лекции Максима Калинина для «Лаборатории ненужных вещей».
Читайте также: почему вера — это риск.