Седмица 19-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
1:2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
1:4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
1:5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
1:6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
1:7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Евангелие от Луки
7:36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
7:37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
7:38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
7:39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
7:40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
7:41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
7:42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
7:43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
7:44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
7:45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
7:46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
7:47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
7:48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
7:49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
7:50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Божественная благодать не может проявить себя в отношении человека, который не готов ее принять. Это случается тогда, когда человек горделиво считает, что у него нет никаких особенных грехов, когда он убежден, что всего добился своими силами, своим могуществом. Господь отступается от таких людей, и очень часто они теряют всё. И происходит так не потому, что Бог жесток, а потому, что такого человека Бог вразумляет, помогая понять простую истину: всё в нашей жизни связано с Промыслом Божиим, с Его попущением или прямой помощью людям.
Иисус в доме Симона-фарисея
Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Лк. 7: 36-50
Притча о двух должниках в Евангелии от Луки, читаемая сегодня, является частью повествования о женщине-грешнице, которая пришла в дом фарисея, где Иисус возлежал за трапезой, — пришла, чтобы помазать Его ноги драгоценным миром. У Луки этот эпизод относится к галилейскому периоду служения Иисуса.
Хозяин трапезы сначала назван неопределенно: «некто из фарисеев». Имя фарисея возникает лишь впоследствии, в обращении к нему Иисуса. На протяжении всей евангельской истории фарисеи составляли оппозицию Иисусу. Тот факт, что Он принимает приглашение одного из них на обед, говорит о готовности Иисуса к диалогу с любым человеком, в том числе из числа Своих противников.
Женщина, помазавшая ноги Иисуса миром, в Евангелии от Луки дважды названа «грешницей». Этот термин по отношению к женщине мог быть употреблен только в том смысле, что она была блудницей, поскольку термин относится к ее образу жизни в целом, а ни один другой образ жизни не мог быть обозначен таким термином. Именно в этом смысле термин «грешница» понимается большинством древних толкователей.
Сама притча отличается краткостью и емкостью, контрастируя со многими другими притчами из Евангелия от Луки. Здесь нет ни развернутого сюжета, ни большого количества действующих лиц. Долг первого человека из рассматриваемой притчи составляет внушительную сумму, соответствующую заработной плате поденного рабочего за 500 дней труда. Долг второго — в десять раз меньше, однако и это не символическая сумма. Заимодавец прощает долг обоим, и на этом сюжетная часть притчи заканчивается. Дальше начинается ее толкование путем наложения на ситуацию, имеющую место в реальной жизни.
Любовь и прощение — вот главные темы притчи. Из слов Иисуса не совсем понятно, что чему предшествует и что за чем следует. С одной стороны, говорится о прощении как следствии любви, с другой — о любви как следствии прощения. О женщине сказано, что грехи ее прощаются «за то, что она возлюбила много». К фарисею же относятся слова: «кому мало прощается, тот мало любит». Взаимозависимость между любовью и прощением такова, что она может действовать в обе стороны: любовь может быть как причиной, так и следствием прощения; и прощение, в свою очередь, может как предшествовать любви, так и следовать за ней.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СТРАДАНИЕ МУЧЕНИЦЫ АРИАДНЫ ПРОМИССКОЙ
Мученица Ариадна была рабыней Тертулла, правителя города Промиссии в Малой Азии при императоре Адриане. Когда по случаю рождения сына Тертулл совершал торжественное жертвоприношение, святая Ариадна отказалась в нём участвовать. Тертулл разгневался, но, не желая потерять ценную рабыню, не хотел её выдавать до тех пор, пока сограждане не обвинили его в укрывательстве христиан. Желая отвести от себя обвинение, Тертулл повелел подвесить святую Ариадну и строгать её тело железными крючьями, принуждая принести жертву идолам. Затем он позволил ей бежать, но, когда мученице удалось уйти из города, Тертулл послал за ней погоню. Святая Ариадна побежала в горы. По её молитве скала расступилась, и мученица вошла внутрь камня, а её преследователи от страха копьями насмерть изранили друг друга.
СКАЗАНИЕ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ ДЕКАПОЛИТА О ВИДЕНИИ САРАЦИНА
На окраине города Ал-Курум был храм Святого Георгия. Как-то сюда зашёл передохнуть проезжавший племянник халифа и приказал ввести в храм своих верблюдов. Священники, готовившиеся к литургии, просили его не делать этого, но он их не слушал. Лишь ввели верблюдов в храм, они упали замертво. Племянник халифа удивился, приказал выбросить трупы животных, а сам остался в храме. Священники смутились, но начали службу. Во время литургии сарацин увидел, как иерей взял младенца, заколол его, наполнил его кровью чашу и, отрезая части тела его, клал их на тарель. В гневе сарацин хотел убить священника. Когда ему объяснили, что видение было только ему, а остальные видели хлеб и вино, он изъявил желание креститься. По совету священника, не решившегося крестить племянника халифа, тот пошёл на Синай и там принял от епископа сначала Крещение, а затем монашеский постриг с именем Пахомий. По прошествии трёх лет он пошёл во дворец халифа, принародно проклял Магомета, исповедал себя христианином и был убит.