Неделя 18-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
20:1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
20:2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
20:3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
20:4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
20:5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
20:6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
20:7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
20:8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
20:9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
20:10 Итак ученики опять возвратились к себе.
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
9:6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
9:7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
9:8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9:9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
9:10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
9:11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Евангелие от Луки
7:11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
7:12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
7:13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
7:14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
7:15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
7:16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Мы должны предоставить Богу царствовать над нами. Не Бог Своим могуществом, употребляя Свою безграничную силу, подчиняет нас Своей воле, а мы своей волей подчиняем самих себя Богу. Когда Господь произнес хорошо известные всем слова «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), Он свидетельствовал об истине. Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие начинается здесь, на земле. Нельзя здесь жить в аду, а там наследовать Божие Царство. Нельзя здесь совершать дела, противные воле Божией (умножать грех, ложь, неправду, работать не на Бога, а на диавола), а там обрести Царствие Божие.
Воскрешение сына вдовы Наинской
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Лк. 7: 11-16
Случай воскрешения сына наинской вдовы, о котором повествует сегодняшнее Евангелие, описан только у Луки. Если при чтении рассказа о воскрешении дочери Иаира у некоторых ученых возникало необоснованное предположение, что девочка не умерла, но находилась в состоянии комы, то в данном случае для подобного предположения еще меньше оснований, поскольку речь идет о похоронной процессии (следующей стадии похоронного ритуала после приглашения в дом плакальщиц).
Как и в двух других случаях, где речь шла о единственном ребенке (Лк. 8:42 и Лк. 9:38), Лука употребляет здесь термин «единородный», используемый в корпусе писаний Иоанна применительно к Иисусу как Единородному Сыну Божию (Ин. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9).
Выражение «сжалился над ней» напоминает о других эпизодах, где действия Иисуса вызваны жалостью (Мф. 9:36; 14:14; Мк. 6:34). Жалость и сострадание — главная причина, по которой Иисус остановил похоронную процессию без чьей-либо просьбы.
В отличие от других чудес, совершённых по просьбе людей, здесь чудо происходит исключительно по милосердию Иисуса к плачущей женщине. Когда-то раньше она потеряла мужа, а теперь прощалась с единственным, кто у нее оставался: «единородным» сыном. Единородный Сын Божий остановил процессию потому, что Его сердце откликнулось на человеческое горе. Иисус действовал так, как Ему подсказывало Его сострадательное человеческое сердце. Но в этом действии в полной мере проявляется Его божественная природа.
Иисус прикасается к одру, на котором лежит тело умершего, очевидно, не для того, чтобы при помощи этого прикосновения возвратить юношу к жизни (в таком случае он скорее прикоснулся бы к самому телу), а для того, чтобы остановить процессию. Возвращение умершего к жизни происходит благодаря словам Иисуса, обращенным к нему, похожим на те, которые мы встречаем во многих рассказах о чудесах. Слово «встань» Иисус обращал и к расслабленным (Мф. 9:6; Мк. 2:11; Лк. 5:24 и Ин. 5:8), и к дочери Иаира (Мк. 5:41; Лк. 8:54).
Слова «великий пророк восстал между нами» могут указывать на распространенное представление о том, что Иисус — это воскресший Илия, Иеремия или один из древних пророков. Однако они могут также означать веру в Иисуса как того эсхатологического Пророка-Мессию, прихода которого ожидал еврейский народ.
В Евангелии от Луки рассказ о воскрешении сына вдовы предшествует эпизоду, в котором Иоанн Креститель посылает к Иисусу двух учеников спросить: «Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?» (Лк. 7:20). Вопрос очевидным образом связан со словами свидетелей чуда воскрешения отрока о «великом пророке». И эти слова, и вопрос учеников Иоанна отражают мессианские надежды.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИЦЫ АГАФОКЛИИ
Святая мученица Агафоклия была рабыней и прислуживала в доме неких Николая и Павлины. По одной версии, Николай был христианином, а его жена – язычницей. По другой версии, Николай и Павлина были отступниками от Христа, вернувшимися к язычеству и принуждавшими свою служанку последовать их примеру. По третьей, зафиксированной в славянских источниках, Павлина была арианкой. В течение восьми лет святая Агафоклия сносила ненависть своей госпожи, которая хотела принудить рабыню отречься от Господа Иисуса Христа. Она жестоко била святую Агафоклию, заставляла ходить босиком по острым камням, заключила в темницу и приказала отрезать язык. В темнице святую Агафоклию морили голодом, но её питали птицы. Отчаявшись в своём намерении, Павлина собственноручно умертвила мученицу железным копьём.
СВЯТИТЕЛЬ ИППОЛИТ РИМСКИЙ О РУКОПОЛОЖЕНИЯХ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
Во епископа да поставляется избранный всем народом и, когда он будет назван и понравится всем, пусть соберётся вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце, вследствие нисхождения Духа. Один из присутствующих епископов, по просьбе всех возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молится… Когда же посвящают в пресвитеры, то епископ пусть возлагает руки на его главу, которой касаются также и пресвитеры. <…> При посвящении во диакона пусть возлагает руку один лишь епископ, потому что не для священства посвящается, но для служения епископу, чтобы он исполнял то, что тот ему повелевает. Вот почему епископ один посвящает диакона; на пресвитера же возлагают руки также и пресвитеры вследствие общего и сходного для клира духа. Но пресвитер имеет право лишь его получать, давать же его он не имеет права.