Псалмы 50-60. Каяться как царь


Пророк Нафан обличает царя Давида. Покаяние Давида. Миниатюра Парижской Псалтири. Византия, середина X века. Фрагмент
Пророк Нафан обличает царя Давида. Покаяние Давида. Миниатюра Парижской Псалтири. Византия, середина X века. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Псалом 50

Псалом 50 — самый печальный во всей Псалтири, хотя он же и дает невероятную надежду

Этот псалом печален не только по своему содержанию, но и по обстоятельствам, на которые он намекает: (Пс. 50:1–2) «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии». Давид, как мы говорили ранее, — это идеальный герой Псалтири, и в самой же Псалтири говорится о его тяжком преступлении.

Эта история рассказана в Библии во Второй книге Царств. Показательно, что правление Давида описывается в Библии дважды: в первых двух книгах Царств и в первой книге Паралипоменон. В первой книге Паралипоменон, одной из самых поздних библейских книг, история преступления Давида опущена вовсе. Давид предстает там совершенным персонажем, учредителем богослужения, автором песнопений. Автор хотел создать идеальный образ библейского царя, хотя его читателям, безусловно, была известна полная картина.

В Псалтири же, для которой Давид — центральный герой, его преступление не умалчивается. Его душа раскрывается перед нами — и так, что каждый человек получает возможность молиться словами царя.

Читайте также: Анатомия греха —как прелюбодеяние лишило Давида разума.

Второе Давидово собрание (псалмы 50-70)

Псалом 50 открывает так называемое «второе Давидово собрание».В Псалтири псалмы за авторством Давида распределены по группам. «Первое Давидово собрание» составляет бо́льшую часть первой книги. С него началось составление Псалтири. «Второе Давидово собрание» — новая группа псалмов, драгоценное свидетельство того, как Псалтирь собиралась по частям.

За 50-м псалмом следует череда текстов за авторством Давида. Многие псалмы содержат указания на то, при каких обстоятельствах они были составлены.

Так, 51-й псалом был составлен, когда человек по имени Доик донес Саулу, врагу Давида, на первосвященника Авимелеха, который принял Давида и помог ему.

53-й псалом отсылает к другой подобной истории: зифеи, пустынные жители, рассказали Саулу, где прячется Давид. Они радушно приняли Давида, а сами пытались выдать его врагу.

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

Псалом 56-й напоминает о том, как Давид скрывался от Саула в пещере, а псалом 58 — о том, как Саул приказал стеречь дом Давида, чтобы его убить.

События из жизни Давида преподносятся здесь с нарушением хронологии. Его преступление и покаяние выставляются на первый план. Нам дается посмотреть на другие обстоятельства его жизни через то, что случилось с ним в зрелом возрасте, когда человек может подвести определенный итог своей жизни. Давид стал царем, освободился от всех своих врагов, укрепил свою столицу, отстроил свой дворец. Он достиг своего политического торжества. Но его сердце не оказалось столь же неприступным, как укрепленный им город. И, вместе с тем, оно оказалось способным на покаяние.

Из этой точки мы смотрим на другие события жизни Давида. Когда будущего царя преследовал Саул, Давид не мог надеяться на собственные усилия. Он не мог бы одолеть армию Саула и, согласно библейскому повествованию не желал этого, ибо не поднял бы руку на Божьего помазанника. Его чудесное избавление было делом Божиим. И на это избавление он отвечает тем даром, который только и возможно принести Богу, как мы видели это в прошлой лекции: даром хвалы.

Псалом 54

В псалме 54 появляются те же образы опасности, что в 17-м — знаменитом псалме избавления. Смертные ужасы, вихри, бури окружают героя. В 17-м псалме Давид описан как победитель: он говорит, что его ноги сильны, как у оленя, а его руки сгибают медный лук (Пс. 17:34–35). В псалме 54 тот же герой сравнивает себя с голубем. Он просит себе крыльев, а не сильных рук.

Это важный урок. Ни один человек, даже с самым сильным характером, не избежит ситуации, когда силы покидают его. Ни один человек, презирающий усталость, не избежит усталости. Авторы псалмов, рисуя нам образ несокрушимого героя, не боятся говорить о слабости и нежности. Такую же открытость мы находим и в других книгах Библии: так, в Четвертой книге Царств описывается отчаяние пророка Илии — самого ревностного и сурового из всех библейских пророков. 

Читайте также: Как Бог помог пророку Илие преодолеть личностный кризис.

Псалом 55

Образ голубя открывает и следующий, 55-й псалом. В нем тоже немало параллелей с воинственным 17-м псалмом — и снова автор не боится показать уязвимость героя, его готовность открыть Богу свою слабость. Герой говорит о том, как его враги обращаются назад (Пс. 55:10), но он же говорит о своих слезах, прося Бога положить их в сосуд (Пс. 55:9).

Псалмы 59–60

Только излив свою горечь в псалмах с 51 по 58, герой псалма возвращается к теме торжества, которым пронизаны псалмы с 59 по 61. Ликование и торжество могут иметь опору только в том опыте, когда человек пережил оставленность, остался пред Богом один на один. В этом главный урок этой группы псалмов, который имеет значение для каждого из нас — независимо от того, насколько наша собственная жизнь напоминает жизнь древнего воина или правителя.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».