Анатомия греха: как прелюбодеяние лишило Давида разума


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Сокрушение Давида»
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Сокрушение Давида»
Источник: Wikimedia Commons

В прошлой статье мы начали разбирать историю грехопадения царя Давида (2 Цар. 11гл.). Мы отметили особенности отношений между Давидом и Урией и остановились на том, что Давид приказывает Иоаву убить Урию. Мы отметили, что план царя свидетельствует о том, что его ум помрачился и он утратил способность трезво смотреть на происходящие события. 

Обман Иоава

Когда мы читаем как Иоав исполнял приказ Давида, то понимаем: военачальник ослушался царя

«Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин» (2 Цар. 11:16-17). 

Иоав делает так, чтобы смерть Урии выглядела не результатом предательства, а случайностью: он просто ставит воина в горячую точку. Вместе с Урией погибли и другие воины. 

Почему Иоав поступает по-своему и не прямо исполняет приказ Давида? С одной стороны, все очевидно: как опытный военачальник он быстро заметил промах царя и соответственно исправил его. С другой стороны, когда мы читаем о том, как он повелевает известить Давида о происшедшем событии, то понимаем: Иоав не такой простой человек, как это может показаться на первый взгляд. Чего же хотел Иоав? Обратимся к тексту о том, как военачальник повелевает известить царя о происшедшем: 

«И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения. И приказал посланному, говоря: когда ты расскажешь царю о всем ходе сражения и увидишь, что царь разгневается и скажет тебе: "зачем вы так близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что со стены будут бросать на вас? Кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова, и он умер в Тевеце? Зачем же вы близко подходили к стене?" тогда ты скажи: и раб твой Урия Хеттеянин также умер» (2 Цар. 11:18-21).

1) Бросается в глаза то, что Иоав явно не пытается избежать проблем. Вместо того, чтобы сразу рассказать о смерти Урии, военачальник предлагает пересказать весь ход сражения.

2) Иоав в подробностях продумывает будущий ответ Давида. Это наводит на мысль о военачальнике, который изображает царя, выразительно имитируя интонации и манеру речи царской особы в гневе. В рамках этой статьи мы не будем вдаваться в подробности, почему Иоав вкладывает в уста Давида историю про смерть Авимелеха. Здесь лишь обратим внимание на то, что военачальник предугадывает реакцию царя (как известно из последующего рассказа, Давид отреагировал вовсе не так, как это изображал Иоав). Зачем все это понадобилось Иоаву? 

Иоав против Давида

Первостепенно отметим, что отношения между Давидом и Иоавом едва ли были хорошими. Военачальник подло убил людей, которые были дороги царю: Авенира (2 Цар. 3 гл.) и Авессалома (4 Цар. 18 гл.). После смерти Авенира Давид, осознавая, что он зависит от Иоава, тем не менее дерзнул открыто озвучить свое несогласие с военачальником: 

«И сказал царь слугам своим: знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле? Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи (имеется в виду Иоав), сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его!» (2 Цар. 3:38-39) 

Можно предположить, что Иоав был опытнейшим стратегом своего времени (не зря Давид поставил его начальником над всем войском). Примечательно, что среди других военачальников царя Давида были очень достойные люди: «Исбосеф Ахаманитянин, главный из трех; он поднял копье свое на восемьсот человек и поразил их в один раз» (2 Цар. 23:8). Другой, «Елеазар, сын Додо…Израильтяне вышли против них, и он стал и поражал Филистимлян до того, что рука его утомилась и прилипла к мечу. И даровал Господь в тот день великую победу, и народ последовал за ним для того только, чтоб обирать убитых». (2 Цар. 23:9-10). Иоав был начальником в том числе и над такими достойнейшими людьми. Вполне возможно, что в Давиде Иоав видел достойного соперника. Осознавая, что царем ему не стать, военачальник просто пытался показать свое превосходство над Давидом. 

Слушайте Вторую книгу Царств в озвучке профессиональных чтецов.

Возвращаясь к истории, когда Иоав отправляет посыльного известить Давида о смерти Урии, можно предположить, что реакцию Давида он разыграл, чтобы таким образом показать свое превосходство над Давидом: мол, мои поступки так легко могут вывести Давида из себя. Мы не знаем, с какое интонацией, мимикой и жестами Иоав имитировал реакцию Давида. Но вполне возможно, что он изобразил беспомощность, возможно даже истерику царя.

Здесь также стоит отметить, что Иоав хоть и не напрямую, но все же послушался царя и, по факту, отдал часть воинов (в их числе Урию) на верную смерть. Почему он на это пошел? Это также можно объяснить его холодным стратегическим умом военачальника. Он готов был использовать и такой случай, чтобы продемонстрировать Давиду свое превосходство в стратегическом мышлении — если бы он последовал плану Давида, воины бы поняли, что на месте Урии может оказаться любой из них. В любом случае, тот факт, что Иоав отдает часть воинов на смерть царя, исполняя приказ царя, едва ли выставляет его в хорошем свете с точки зрения христианской морали.

Три рассказа о смерти Урии

Когда мы читаем, как посланник по приказу Иоава известил царя, мы понимаем, что он не совсем слушается военачальника и излагает свой вариант:

«Тогда посланный сказал Давиду: одолевали нас те люди и вышли к нам в поле, и мы преследовали их до входа в ворота; тогда стреляли стрелки со стены на рабов твоих, и умерли некоторые из рабов царя; умер также и раб твой Урия Хеттеянин» (2 Цар. 11:23-24). 

Таким образом мы имеем три варианта повествования о том, как произошло сражение, в ходе которого был убит Урия. Первый — вариант самого автора Писания (2 Цар. 11:16-17); второй — вариант Иоава (2 Цар. 11:18-21), и третий — вариант его посланца (2 Цар. 11:23-24). Сравнивая их, мы находим отличия, которые заслуживают отдельного внимания. В рассказе посланца стрелки убили Урию в ходе того, как войско Иоава (в числе которых был Урия) преследовало врага до ворот осаждаемого города. В рассказе автора Писания враг вышел из города, сразился с войсками Иоава и в ходе этого был убит Урия. Можно предположить, что посланец стремится сделать смерть Урии максимально случайной (никто не застрахован от стрелков) и в то же время оправданной (войска взяли вверх над врагом и в погоне за победой сильно приблизились к городу). Посланец делает все, чтобы не выводить Давида из себя. Он понимает, что едва ли стоит гневить царя (в противовес сказанному Иоавом).

Помешательство Давида

Читая о реакции царя Давида на известие посланца, мы едва ли сможем остаться равнодушными:

«Тогда сказал Давид посланному: так скажи Иоаву: "пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его". Так ободри его» (2 Цар. 11:25).

Здесь можно увидеть всю глубину помрачения Давида. С одной стороны, он старается передать свою речь так, чтобы посланец не понял сути происходящего между царем и военачальником. Но царь сам не понимает сути происходящего: он не знает, о том, что военачальник намеренно изменил его план, чтобы высмеять его безрассудную стратегию. Он ждал известий о том, что Иоав выполнил его приказ: убить одного Урию. И когда он услышал, что у военачальника «плохо получилось исполнить приказ» (вместо смерти одного Урии он допустил смерть и других воинов), царь решил ободрить своего военачальника.

Присоединяйтесь к ежедневному прослушиванию Священного Писания с толкованиями митрополита Илариона.

Примечательно, что автор Писания не сообщает, как протекали события дальше: посланец отреагировал на слова Давида, как он вернулся к Иоаву, как они захватили город… Но мы, читатели, осознающие всю мрачность происходящих событий, понимаем одно: Давид, вместо того, чтобы предаться горю и скорби о смерти своих преданных воинов (как он это делал раньше и будет делать в случае смерти Авессалома), желает ободрить Иоава. Вместо того, чтобы предаться гневу на военачальника, который «плохо» выполнил приказ, Давид ободряет того, кто, исправляя недочет в царскому приказе, отдает на смерть своих воинов.

Любой грех помрачает ум. Вот почему нельзя думать: согрешу, а потом покаюсь. Мы не знаем, что будет после того, как мы согрешим. Скорее всего, Давид тоже оправдывал свое желание отдаться похоти. Возможно, он тоже считал, что потом покается и все будет хорошо. Едва ли он думал о том, что потом он убьет Урию и у него умрет первенец от Вирсавии. Он делал все, чтобы про его грех узнало как можно меньше людей. И это привело лишь к тому, что про его грех узнали все.

Грех никогда не стоит того, чтобы его совершить. Перефразируя апостола Павла, можно свести один из девизов христианина к следующему: «Умру, но не согрешу!» (Евр. 12:4) Не будем забывать, что сегодняшняя «мелкая праздность» может привести к рассаднику бесчисленных и постыдных страстей. Например, сегодняшнее празднословие может стать постыдной клеветой и сплетничеством. А когда согрешим, будем тотчас исповедовать свой грех, сокрушаясь и по возможности оплакивая соделанное. Ведь соделанный грех помрачает наш ум и растлевает душу. А здравие разума и души после соделанного греха восстанавливает только искреннее исповедание, сокрушение, переосмысление и изменение. Пусть Господь поможет нам никогда не оправдывать согласие на грех, а действительно сражаться против греха, вплоть до пролития крови! (Евр. 12:4)1Некоторые выводы этой статьи взяты из исследования Меира Штернберга: The poetics of biblical narrative: ideological literature and the drama of reading.

Вкратце: Иоав обманул Давида, поставив Урию в опасное место, где тот погиб вместе с другими воинами. Иоав, вероятно, хотел исправить ошибку царя и избежать дальнейших проблем. Кроме того, он использовал этот повод, чтобы продемонстрировать свое превосходство над Давидом: отношения между ними были сложными и напряженными. Вместо того, чтобы оплакивать напрасную гибель множества воинов, Давид думает лишь об удавшемся убийстве Урии. Это показывает, как глубоко грех омрачает разум и служит нам примером. Нельзя думать: согрешу, а потом покаюсь, потому что мы не знаем, что будет после того, как мы согрешим. 

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.