Анатомия греха: знал ли Урия, что Давид вступил в интимную связь с его женой?


Гверчино, «Давид посылает Урию с письмом к Иоаву»
Гверчино, «Давид посылает Урию с письмом к Иоаву»
Источник: Государственный Эрмитаж

Внутренний мир библейских героев

Одна из особенностей Священного Писания заключается в том, что его авторы далеко не всегда описывают мысли и чувства людей. Мы не знаем, что побудило Адама послушать Еву и вкусить плодов от дерева познания добра и зла. Автор не говорит, почему Моисей отказывался выводить людей из Египта.

Часто мы пытаемся восполнить эти пробелы — так и рождается значительное количество толкований.  Мастерство толкования зависит от двух факторов.

 

Мастерство толкования

Первый: умение увидеть «правильный» пробел. Авторы Писания крайне редко описывают внешность людей. Мы ничего не знаем о внешности, например, патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Но если мы будем пытаться доказывать, что у Авраама, например, были карие глаза, то скорее всего, это будет бесполезно. Или, если мы попытаемся доказать, что Иаков был левшой, это едва ли принесет какую-то пользу. Таким образом, далеко не всякий пробел нуждается в том, чтобы мы прилагали усилия к его восполнению.

Второй фактор можно свести к правильному пониманию причин пробела и умению его восполнить. Здесь учитываются многие аспекты: является ли толкователь обителью Святого Духа, насколько свято и преподобно он живет, степень его погруженности в текст Писания, знакомство с другими толкованиями, общебогословские знания и в принципе общая эрудированность человека. Конечно, когда мы говорим о мастерстве толкования, то речь идет о верующем христианине. В противном случае, толкование может носить характер простого умственного упражнения.

 

Пробелы в истории грехопадения царя Давида

Эта статья посвящена тому, как важно находить «правильные» пробелы и их восполнять. Речь пойдет о грехопадении царя Давида: прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве Урии (2 Цар. 11 гл.). Большинству христиан данный текст хорошо знаком. Поэтому мы будем обращать внимание главным образом на те детали, которые часто упускаются из вида.

Слушайте Вторую книгу Царств в озвучке профессиональных чтецов.

Дерзость Урии. Первый пробел, который мы попробуем восполнить, сводится к следующему вопросу: когда Урия пришел с поля боя к царю Давиду, знал ли он, что его жена имела интимную связь с царем? Как известно, Вирсавия пришла к царю не по собственному желанию: «Давид послал слуг взять ее» (2 Цар. 11:4). Но даже если допустить, что слуги не знали, что Давид вступил затем с нею в интимную связь, сам факт того, что Вирсавия после зачатия ребенка не лично сообщает об этом царю, но «послала известить Давида» (2 Цар. 11:5) свидетельствует о том, что это событие стало достоянием общественности. Мы видим, что Урия вполне мог узнать о том, что его жена забеременела от царя Давида.

Читайте также о падении и награде Вирсавии в статье о самых влиятельных праведницах.

Есть предположение, что Урия не знал о том, что Давид вступил в интимную связь с Вирсавией. Когда царь спросил его, почему он не пошел домой, Урия ответил ему так:

«Ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю» (2 Цар. 11:10-11).

За этими словами можно увидеть преданного воина, который разделяет трудности своих собратьев, даже находясь вдали от них. Мы ожидаем, что если бы Урия знал о прелюбодеянии своей жены с царем, он дал бы знать об этом Давиду. Урия противопоставляется царю, который вместо того, чтобы быть с войском, отдыхает дома.

Но, обратив более пристальное внимание на данный ответ Урии, можно увидеть за ним не только преданного воина. Обратим внимание, что он стоит перед царем и в тоже время называет Иоава своим господином. Более того, даже войско он называет не рабами царя Давида, а «рабами господина моего» т. е. рабами Иоава. Когда Иоав посылает известить Давида о смерти Урии, он однозначно называет Урию рабом Давида (21 ст). Посланный также называет Урию рабом Давида (24 ст). Но Урия себя таким не считал, по крайней мере в момент разговора с царем. Что это? Неслыханная дерзость? Невиданная наглость? Открытое хамство? Примечательно также, что когда Урия категорически отказывается идти домой, он клянется не жизнью своего господина, но жизнью царя Давида: «Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю».

Мы начинаем понимать, что Урия не такой простой человек, как кажется на первый взгляд. Что если он действительно знал, что Давид вступил в интимную связь с его женой? В таком случае его ответ приобретает совсем другие краски. Мы видим мужчину, претерпевшего измену своей жены, который стоит перед царем, являющимся инициатором этой измены. При этом Урия максимально старается выдержать баланс между обиженным мужем и верноподданным воином. Он согласен служить как воин, но отказывается стать соучастником греха царя. В таком случае Урия, как обманутый муж, служит антиподом Давиду, который обманывает, изменяет и совершает прелюбодеяние. 

Помешательство Давида. Обратим внимание на то, что ответ Урии последовал после того, как Давид оказал ему царское угощение и отправил домой. После этого царь просит воина: «Останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя» (2 Цар. 11:12). Допустим, что Урия действительно дает понять Давиду, что он знает о произошедшем и прямо заявляет, что он не будет прикрывать его прелюбодеяние. Как тогда можно объяснить, что Давид снова угощает Урию и пытается сделать так, чтобы тот пошел домой? Царь не заметил дерзости своего воина-подчиненного? Не увидел достоинства мужа Вирсавии? Вполне вероятно.

Из дальнейших событий мы видим, что Давид теряет возможность здраво размышлять и оценивать происходящие события:

«Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2 Цар. 11:14-15).

Чтобы осуществить этот план, необходимо было оповестить группу воинов, которые сражались вместе с Урией, что в момент нападения они должны оставить его одного на верную смерть — то есть, толкнуть их на измену. Не будем забывать, что Урия был не простым воином, а одним из тридцати семи военачальников царя Давида (2 Цар. 23:29). Получив такие указания, воины поняли, что завтра на месте Урии может быть кто-то из них.

Присоединяйтесь к ежедневному прослушиванию Священного Писания с толкованиями митрополита Илариона.

Итак, знал ли Урия о прелюбодеянии? Доподлинно это не известно. Но автор священного текста записал его ответ таким образом, что за ним можно увидеть оба варианта. Вполне вероятно, что автор сделал это специально, чтобы достичь максимального эффекта. Мы видим, что Урия, преданный муж и воин, обличает неверного во всех отношениях Давида. Если бы автор Писания сообщил нам, знал ли Урия об измене жены или не знал, мы бы смогли упустить полноту эффекта, который присутствует благодаря недосказанности1Некоторые выводы этой статьи взяты из исследования Меира Штернберга: The poetics of biblical narrative: ideological literature and the drama of reading.

Вкратце: Одна из особенностей Священного Писания заключается в том, что авторы редко описывают мысли и чувства людей. Часто мы пытаемся восполнить эти пробелы, создавая различные толкования. Мастерство толкования зависит от двух факторов: умения видеть правильные пробелы и правильного понимания причин пробелов.

Пробелы в истории царя Давида касаются прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урии. Большинство христиан знакомы с этим текстом. Однако есть детали, которые часто упускаются из виду. Например, вопрос о том, знал ли Урия о связи своей жены с царем, когда пришел к нему. Проанализировав текст Писания, мы пришли к выводу, что автор намеренно использует недосказанность, чтобы усилить противопоставление верного Урии и неверного Давида.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.