Самые влиятельные женщины Библии. Часть первая: Ветхий Завет


Фредерик Шилдс, «Раав вешает красную веревку на окно»
Фредерик Шилдс, «Раав вешает красную веревку на окно»
Источник: Wikimedia Commons

Некоторые жития святых можно назвать «искупительными историями». Это истории, в которых у человека все было хорошо, затем он потерял свое благополучие, но после прохождения испытаний Господь с избытком возместил то, что было утеряно. Например, Иов Многострадальный. Этот праведник наслаждался благочестивой и благополучной жизнью (Иов 1:1–5). После ряда испытаний он потерял буквально все (Иов. 1:6–2:13). Однако, когда он успешно прошел испытание, Господь с избытком возместил потери (Иов. 42:12–17) и наградил его духовными дарами.

Жития святых жен в большинстве своем являются именно такими искупительными историями. Вспомним их в этой статье, и пусть Господь поможет нам вдохновиться их примером.

 

Раав

Неизвестный художник, «Раав и шпионы Иисуса Навина» 
Источник: Wikimedia Commons

Раав — единственная женщина, выжившая со своей семьей при разрушении Иерихона (Иис. Нав. 6 гл.). Ее имя упоминается в Священном Писании шесть раз (Иис. Нав. 2:1; 6:16, 22, 24; Иак. 2:25; Евр 11:31). В пяти из них она идентифицируется как «блудница» (исключение: Иис. Нав. 6:22). Нам мало что известно о ее жизни, однако едва ли она стала блудницей по собственному желанию. Скорее всего, в ее жизни случились испытания, которые и вынудили ее заняться таким делом. Будущее вряд ли приветливо улыбалось этой женщине. Но одно ее решение раз и навсегда изменило перспективу.

Во время осады Иерихона Раав поверила, что «Господь отдал Ханаанскую землю израильтянам» (Иис. Нав. 2:9), и, рискуя собственной жизнью, укрыла в своем доме соглядатаев (разведчиков) из войска Иисуса Навина и спасла их (Иис. Нав. 2:1–15).

Мы не знаем, как дальше сложилась жизнь Раав, но свидетельства Нового Завета об этой женщине позволяют сделать некоторые выводы. Она упоминается в так называемом списке «героев веры»: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными» (Евр. 11:31). Можно предположить, что оставшуюся жизнь она провела благочестиво. Такой вывод подтверждается тем, что апостол Иаков приводит Раав в качестве примера (наравне с Авраамом) тому, что человек оправдывается делами (Иак. 2:25). Учитывая, что святой Иаков получил наименование «Праведник», едва ли он привел бы в пример женщину, репутация которой вызывала бы сомнения. Поэтому можно сказать, что жизнь Раав представляет собой «искупительную историю»: свидетельство того, как человек, проводящий греховный образ жизни, посредством одного акта веры, выразившегося в поступках, раз и навсегда изменил свое будущее.

 

Ноеминь 

Неизвестный художник, «Ноеминь и снохи» 
Источник: Wikimedia Commons

Жизнь Ноемини записана в Книге Руфь. К сожалению, история этой женщины не так хорошо известна, как история самой Руфи, однако именно Ноеминь является главной героиней книги. Книга начинается и заканчивается повествованием именно о ней, и жизнь Ноемини представляет собой искупительную историю. 

Все начиналось хорошо, у Ноемини была семья: муж и двое сыновей. Но затем черные полосы одна за другой пересекли ее жизнь: сначала голод вынудил поселиться в Моавитской земле, затем умер ее муж, а затем и оба сына. С ней остались лишь две снохи — жены умерших сыновей. Но когда Ноеминь решила возвратиться в родные земли, вместе с ней пошла лишь Руфь. 

Ноеминь была искренней женщиной. Когда они с Руфью вернулась в Вифлеем, то «весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь?» В ответ эта женщина «сказала им: не называйте меня Ноеминью (евр. «сладкая, приятная»), а называйте меня Марою (евр. «горькая»), потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье?» (Руфь 1:19–21). Мы видим, что Ноеминь, с одной стороны, не скрывала, что ей было горько и больно, а с другой, она видела за этим руку Божию.

Руфь добивала пропитание, собирая колосья на поле знатного израильтянина Вооза. В конечном итоге, не без вмешательства Ноемини, Руфь вышла замуж за Вооза и у них родился сын. И вот как автор Книги Руфь заканчивает эту историю: «И говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле!.. И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою. Соседки нарекли ему имя и говорили: "у Ноемини родился сын", и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова». (Руфь 4:14–17). Несмотря на то, что Руфь родила сына, его матерью признали именно Ноеминь. Мы видим, что Господь возместил «невосполнимые» потери Ноемини: она стала праматерью царя Давида.

 

Анна 

Ян Викторс, «Анна, мать Самуила» 
Источник: Wikimedia Commons

Следующая святая, жизнь которой является искупительной историей, —  это Анна, матерь Самуила. Главное испытание этой святой было в том, что «Господь заключил чрево ее» (1 Цар. 1:5). Это послужило причиной тому, что «соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту» (1 Цар. 1:6). 

В отдельной статье мы подробно исследовали жизнь Анны, поэтому здесь лишь отметим некоторые выводы. Вопреки всему, Анна не только не возроптала на Бога, но и смирилась пред Ним, исповедуя себя Его рабой. Несмотря на унижения и притеснения, Анна не отказалась от своего призвания стать матерью и в конечном итоге получила от Бога исполнение своего прошения: «Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола» (1 Цар. 1:11). Она стала матерью не только одного из величайших ветхозаветных святых1Самуил — один из крайне немногочисленных ветхозаветных праведников, в чьем подробном жизнеописании мы не видим грехопадений., но и других детей: трех сыновей и двух дочерей. Анна воспела пророческую песнь, которая вошла в Священное Писание и которую почти ежедневно положено исполнять за богослужением. 

 

Вирсавия

Пророк Нафан обличает Давида, иллюстрация из Парижской псалтыри 
Источник: Wikimedia Commons

До убийства ее мужа Урии, скорее всего, у Вирсавии была хорошая жизнь. Во-первых, Урия был не рядовым воином, а одним из тридцати главнокомандующих в войске (2 Цар. 23:39). Отец Вирсавии, Елиам (2 Цар. 11:3), также был одним из тридцати главнокомандующих в войске (2 Цар. 23:34). Наконец, дед Вирсавии, отец Елиама — Ахитофел (2 Цар. 23:34) — был главным советником царя Давида (1 Пар. 27:33). Кстати, нетрудно понять, почему он предал Давида (2 Цар. 15:31), учитывая то, как Давид обошелся с его внучкой (2 Цар. 11:3-4).

И в жизни Вирсавии была черная полоса: Давид, обольстившись ее красотой, не только «послал слуг взять ее и спал с нею» (2 Цар. 11:4), но и убил ее мужа (2 Цар. 11:14-17). Но в итоге именно сын Вирсавии Соломон стал наследником царского престола. Таким образом, ее жизнь также можно назвать искупительной историей.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.