Анна, мать Самуила. Что мы упускаем, читая ее историю в переводе?


Моление Анны. Художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, иллюстрация из «Библии в картинках»
Моление Анны. Художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, иллюстрация из «Библии в картинках»
Источник: Wikimedia Commons

Продолжаем находить в Священном Писании смыслы, которые доступны только в оригинальном тексте, а при переводе ускользают. Сегодня разберем историю благочестивой Анны, матери пророка Самуила.

Особенности древееврейского

Читая Священное Писание, мы хотим узнать, что сам автор хочет сообщить нам, на какие детали обращает наше внимание. Древнееврейский язык, на котором написана бо́льшая часть книг Священного Писания, предоставляет свою собственную систему расстановки акцентов. Приведем один пример, чтобы показать, насколько велика разница между тем, как передаются акценты в русском языке и древнееврейском.

Порядок слов в древнееврейском языке регламентирован. Сначала сказуемое, затем подлежащее, затем дополнение. Если порядок меняется, это свидетельствует о том, что автор смещает акценты. В русском языке порядок слов в предложении свободный. И хотя тот или иной порядок может расставлять акценты, о них нам приходится догадываться.

В древнееврейском языке ситуация иная. Зная особенности языка, нам не приходится догадываться об акцентах. Нужно лишь внимательно, вдумчиво и молитвенно анализировать текст. Выводы этой статьи главным образом построены на анализе тех акцентов, которые предоставляет текст-оригинал.

 

Любимая жена

Впервые Анна упоминается во втором стихе 1-й главы Первой книги Царств (все ссылки в этой статье будут на эту книгу). Говоря про двух жен Элканы, автор пишет: «Имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей» (1:2). Из текста-оригинала известно, что второе упоминание Анны («у Анны же не было детей») стоит в эмфатической, то есть подчеркнутой позиции. Это сразу подсказывает, что она здесь будет занимать главенствующую роль. Выводы подтверждаются описанием того, как Элкана разделял части жертвоприношения между женами (4-5). Читая перевод, мы обращаем внимание главным образом на то, что Элкана давал Анне бо́льшую часть. Но в оригинале в глаза бросается, что каждое упоминание Анны стоит в эмфатической позиции — именно Анне он давал большую часть, и именно Анну он любил.

Уже в этих первых пяти стихах можно отметить важные детали, которые потом будут играть ключевую роль. Во-первых, упоминание сыновей Илия — Офни и Финееса (1:3), носит однозначно позитивный характер. Они служат при скинии в Силоме и идентифицируются как «священники Господа». Потом, когда автор сообщит, чем они занимались на самом деле, это послужит ярким контрастом Анне. Во-вторых, автор Первой книги Царств делает акцент на том, что именно Господь заключил чрево Анны (об этом говорит то, что упоминание Господа стоит в эмфатической позиции).

 

Издевательства и непонимание

Дальше автор Первой книги Царств более обстоятельно изображает жизнь Анны. Он указывает, что ее соперница (по всей видимости, вторая жена Элканы — Феннана) не просто сильно огорчала ее, но и делала это с определенной целью — вызвать ропот у Анны (1:6). Положение усугубляло и то, что это происходило на постоянной основе (1:7). На данный момент автор ничего не сообщает о том, насколько успешными были попытки Феннаны довести Анну до ропота. Он пишет, что в ответ на все эти издевательства Анна плакала и отказывалась есть (1:7). Но дальше Писание предоставляет еще одну удручающую деталь. Оказывается, что и Элкана не понимал ее проблемы. Видя положение своей жены, он говорит ей: «Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1:8). Из Писания известно, что сердце Анны болело от того, что Господь заключил ее чрево. Из-за этого она стала предметом поношения соперницы. Но речь Элканы выглядит так, словно он не понимает, в чем суть проблемы его любимой. Но личная проблема Анны связана с Богом, и никакие человеческие усилия не могут ее утешить. Непонимание мужа видно также из того, что Анна ничего ему не отвечает. Возможно, она уже смирилась с тем, что муж не осознает, что так сильно раздирает ее сердце, и молча выслушивает его попытку утешить, которая скорее печалила ее, чем приносила утешение.

 

Гневливый священник и «пьяная» праведница

Дальше автор Первой книги Царств переносит наше внимание на один из тех случаев, который произошел в храме и стал переломным в истории Анны. Там она отказалась есть и пошла молиться. Писание знакомит нас с Илием, отцом Офни и Финееса, указывая следующее его состояние: «Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень» (1:10). Дальше автор описывает состояние Анны: «И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала» (1:10).  Состояние Илия и Анны выраженно в оригинале эмфатически, притом положение Анны описано с явно большим акцентом. Если убрать первую часть предложения («и была она в скорби души») — смысл не изменится, изменится окраска.

Учитывая и другие особенности оригинала, нетрудно догадаться, что автор противопоставляет Анну и Илия. У Илия все не так плохо — он сидит на своем седалище, а у Анны все очень плохо — душа разрывается на кусочки. Илий сидит у входа в храм Господень, но Анна, как мы узнаем после, предстояла пред Господом (1:12). Мы ждем, что именно Илий будет предстоять пред Господом (его сыновья — священники, и он сам — первосвященник), на самом деле пред Господом предстоит не он, а именно Анна. Еще больше контраста добавляет духовная слепота Илия, которая затем станет и телесной (3:2, 4:15). Возле него стоит женщина, предстоящая пред Господом, которая в скорби сердца молится Богу, но все, что он смог увидеть —то, что она пьяна. Такого мы явно не ожидали от первосвященника. 

Молитва Анны и ее диалог с Илием хорошо показывают, насколько неуспешными были старания Феннаны. В молитве Анна называет себя рабой Господней, при этом явно делая на этом акцент (в молитве, которая составляет один стих, она повторяет это три раза). Мы понимаем, что она не озлобилась и не ожесточилась. Ей тяжело было принять бесплодие от Господа, но она не только не возроптала, но и всецело предала себя в Его руки. В диалоге с Илием она называет себя и его рабой (1:16). И нам остается только впечатляться духовными высотами, которых достигла эта женщина. Все было против нее: бесплодие от Бога, поношение со стороны Феннаны, непонимание мужа, поношение со стороны первосвященника; и в ответ на все это — лишь молчаливое и покорное: «я Твоя раба».

Мы догадываемся, что за этим всем стоят долгие, постоянные, упорные молитвы пред Богом, непорочное хождение пред Господом… Возможно, в свое время она прошла через все: и огрызалась на упреки Феннаны, и пыталась донести до мужа свою горечь, и не соглашалась с Богом. Но здесь она находится на недосягаемой духовной высоте. Вопреки всем невзгодам и трудностям, она не только не возроптала, но и всецело предала себя Богу.

 

Ребенок молитвы 

Анна не обманулась в своих надеждах. Господь даровал ей сына — Самуила. Интересно, что Самуил — это один из тех немногочисленных ветхозаветных праведников, жизнь которого описана подробно, однако без каких-то духовных падений. Авраам в свое время родил Измаила, не дождавшись исполнения Божиего обетования, Иаков обманывал своего отца, Давид совершил прелюбодеяние и убийство… А Самуил от начала и до самого конца был с Богом. И даже тот факт, что «сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно» (8:3), никак не ставится в вину праведнику (сравн. с Илием и его сыновьями (3:13)). Мы догадываемся, что и здесь Самуил делал все, что от него зависело, чтобы исправить положение. Как ему удалось достичь таких высот? Как только окончился период кормления грудью, Анна отдала своего сына на служение Господу в скинии. И мы понимаем, что окружающая обстановка не особо способствовала благочестивому воспитанию для Самуила. Там он познакомился с Илием и его сыновьями — людьми, грех, которых был велик в глазах Господа, людьми, над которыми уже навис суд Господа. И все же Самуил не пошел их стопами. Нельзя забывать, что он тогда еще был ребенком. Однако он смог не только противостоять соблазнам, а даже достичь высот добродетелей — это можно объяснить только чудом. Он действительно был «ребенком молитвы», и, вполне вероятно, молитва матери и возрастила такого праведника, который смог процвести даже среди царствования беззакония. 

Едва ли подвиг святой Анны когда-то перестанет умилять наши сердца.  Вспоминая ее, будем снова и снова обращаться к молитвенному предстоянию пред Господом, не забывая, что Он все видит и слышит. И он ищет новых Анн, которые смогли бы родить и воспитать новых Самуилов.

Читайте также: Как Давид посещал храм Божий?