Как Давид посещал храм Божий?


Давид молится Богу, грузинская миниатюра неизвестного автора
Давид молится Богу, грузинская миниатюра неизвестного автора
Источник: Wikimedia Commons

В 62 (63) псалме Давид так изливает свои чувства пред Богом:

«О Боже, Боже мой, я взываю к Тебе рано; моя душа жаждет Тебя. Как часто моя плоть жаждет Тебя в этой пустынной, непроходимой и безводной земле! Так я являлся пред Тобою во святилище, чтобы увидеть силу Твою и славу Твою» (1-2 ст., перевод авторский с Септуагинты).

Из надписания псалма мы узнаем, что он был воспет Давидом в пустыне. Из Священного Писания известно, что Давид был в пустыне в один из тех периодов, когда он спасался бегством от царя Саула (1 Цар. 22-24). Давид, находясь в суровых пустынных условиях, под угрозой смерти, встает рано утром и изливает Богу свои чувства, которые в целом можно свести к одному: «Боже! Я люблю тебя и хочу быть с тобой». Мы знаем, что Давид был искренним человеком, он умел жаловаться на тяжелые обстоятельства, которые случались в его жизни. Однако тогда его жажда Бога была насколько острой, что все остальное ушло на задний план. Такое же стремление к Богу он испытывал, когда посещал скинию завета (святилище). И если мы попытаемся представить, как посещал Давид скинию (храма тогда еще не было) — мы сможем многому научиться.

Согласно Священному Писанию, Давид царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царем Иудеи, затем тридцать три года — царем объединенного царства Израиля и Иудеи. Всего Давид прожил семьдесят лет. Исходя из этого, он стал царем в тридцать два с половиной года. Учитывая, что Саул царствовал сорок лет, мы видим, на момент воцарения Саула Давид еще даже не родился. Соответственно, тот опыт посещения скинии, который псалмопевец описывает в псалме, относится к периоду царствования Саула.  Главной святыней тогда был ковчег Завета. Есть веские основания предполагать, что духовная жизнь в те времена находилась в упадке. Так, мы знаем, что сыновья пророка Самуила (последний судья, который и помазал Саула на царство) «не поступали подобно своему отцу, но любили подарки» (1 Цар. 8:3). Иными словами, потомки Самуила уклонились от благочестивого образа жизни. А именно при их жизни царствовал Саул. Во-вторых, царь Давид, собираясь перенести Ковчег Завета, так обратился к своим людям: «перенесем к себе ковчег Бога нашего, потому что во дни Саула мы не обращались к нему (1 Пар. 13:3). Давид прямо свидетельствует, что отношение к Ковчегу Завета во времена Саула было пренебрежительным. Для современного читателя также важно не забывать, что основную часть богослужения составляли жертвоприношения — убийство животных. Только после царствования Саула Давид провел богослужебную реформу, ввел использование музыкальных инструментов за богослужением, назначил певцов (1 Пар. 6:31-47). Ну и не стоит забывать, что псалмов в то время еще не было. Почти все псалмы, записанные в Библии, были написаны в эпоху после Давида. Исключение — единственный псалом Моисея, человека Божиего (Пс. 89). Так что и само богослужение на то время едва ли было впечатляющим.

И вот в таких обстоятельствах Давид так приучился посещать храм Божий (скинию), что жаждал вернуться туда. Следует добавить, что скиния на то время находилась в Кириаф-Иариме (1 Цар. 7:1), и расстояние между ним и Вифлеемом, где жил Давид (1 Цар. 16:4), было больше двадцати километров. Мы знаем, что, когда в нашей жизни случаются искушения, нам легче молиться. Душа не так привязана к земному, сердце сокрушено, Господь посылает обильные слезы… Но у Давида такое состояние было не только при постигавших его искушениях, но и при посещении скинии.

Естественно, возникает вопрос, что находил там молодой юноша? Напрашивается только один ответ — он очень и очень сильно любил Бога, значительно больше, чем парень любит девушку во время влюбленности. Не стоит забывать, что обстановка, которая царила при скинии во времена Саула, скорей всего, создавала главным образом отталкивающий эффект. Однако ничто не могло угасить желание Давида посещать святилище Божие. Вполне вероятно, что он мог часами просто сидеть перед скинией, смотреть на место обитания Бога и испытывать такую близость Бога, которую далеко не каждый из нас испытывает, принимая Святые Тайны Христовы. Давид исповедует, что он приходил к скинии, чтобы видеть силу и славу Божью. И, как мы уже отмечали, богослужение тогда главным образом состояло из жертвоприношений, и едва ли Давид имеет их в виду, когда говорит, что являлся во святилище, чтобы видеть силу и славу Бога. Очевидно, в скинии он сподоблялся некоторых божественных откровений.

Пусть же Господь поможет нам полюбить Его превыше всех и всего! Пусть, приходя к Нему, приходя в храм, мы забываем все то, что отвлекает нас от молитвенного предстояния пред Богом. Пусть Господь сподобит и нас видеть силу Его и славу!