Псалмы 16–28. Молиться, как праведник


Распятие Господне. Икона. Византия, XIV век. Фрагмент
Распятие Господне. Икона. Византия, XIV век. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Псалом 16

16-й псалом, как полагают исследователи, отсылает ко времени гонений Саула на Давида. Здесь мы видим уже хорошо знакомые нам мотивы: Давид говорит о своей непорочности и просит Бога избавить его от врагов. Этот псалом вошел в состав православного христианского богослужения как неотъемлемая часть шестопсалмия, читаемого в начале утрени. Слова Давида Церковь прилагает ко всякому верующему, который старается хранить себя в чистоте, стремится к праведности, и, указывая на это Богу, просит, чтобы Бог избавил его от «врагов души моей, окружающих меня» (Пс 16:9).

Как мы понимаем, Церковь через использование 16-го псалма за богослужением дает и свое объяснение псалму. Она относит его не только и к противостоянию врагам внешним и видимым, Церковь смотрит шире, и в первую очередь под врагами души человека понимает тех, с кем призывал христиан бороться апостол Павел:

«Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Псалом 17

17-й псалом — уже не псалом моления о помощи, это хвала за оказанные Богом милости. Надписание псалма позволяет нам понять и то, по какому поводу Давид воспевает хвалебную песнь Богу:

«Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула» (Пс. 17:1).

Обращает на себя внимание сравнительная пространность этого хвалебного гимна: если просьбы о помощи были краткими, то здесь мы видим многословную песнь. И это понятно: человек, гонимый врагами, не склонен к многословию, из сердца такого человека исходят краткие и сильные воззвания о помощи. Когда же опасность миновала, то появилась возможность воспеть пространную песнь. Вместе с этим, из этого соотношения длины молебных и хвалебных псалмов мы можем сделать и один важный практический вывод: праведники в большей степени склонны благодарить и восхвалять Бога, нежели о чем-то Его просить.

Псалом 18

18-й псалом — еще один пример прекрасной и возвышенной хвалебной поэзии царя Давида. В этом псалме Давид славит Бога за то, что сама природа возвещает о всемогуществе, премудрости и благости Творца. Христианская традиция придала 18-му псалму и еще один смысл: мы видим в нем пророческое указание на труды апостолов, чей голос звучал, звучит и будет звучать по всему миру. Сам псалом выразил эту мысль такими словами:

Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их (Пс 18:4–5).

Псалом 19

Следующий — 19-й псалом — говорит о том, что только в Боге человек может найти опору.

Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо (Пс. 19:8-9).

И одновременно это молитва за царя — как и псалом 20-й, где говорится о победе царя над врагами.

Псалом 20

20-й псалом, как и 19-й, предназначен для исполнения от лица всего народа. В этом псалме мы снова находим мессианские смыслы, и это неудивительно, ведь всякий раз, когда речь заходит о победе над врагами, христиане не могут не думать о самой главной Победе — Победе Христа над смертью, и о Христовом Воскресении.  

Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего (Пс. 20:5–7).

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

Псалом 21

Зная евангельскую историю Христовых Страданий, мы можем понимать следующий — 21-й псалом — только в одном ключе, мы безусловно относим этот псалом ко Христу.

Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс. 21:8–9).

Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21:16–19).

Из Евангелия мы знаем, что со Христом все происходило именно так, как описано в тексте псалма: зеваки кричали Ему, чтобы Он сошел с Креста, Он мучился от жажды, Его руки и ноги были пробиты гвоздями, а римские воины жребием решали кому из них достанется одежда Спасителя.

Однако псалом не останавливается на описании Страданий Христа, он говорит и о том, что будет происходить дальше:

Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами. (Пс 21:28–29)

Именно так все и произошло, весть о Христе Воскресшем побудила преклониться пред Ним бывшие когда-то языческими народами, и Господь стал поистине Владыкой над всеми.

Псалмы 22–27

22-й псалом — это своего рода итог жизни Давида, здесь царь констатирует тот факт, что Бог всегда был с ним, подобно пастуху, блюдущему свое стадо.

23-й псалом, судя по всему, был написан при перенесении ковчега Завета на гору Сион, и он в торжественной форме повествует о присутствии Бога среди Его народа. Этот псалом также вошел в состав православного богослужения, правда, богослужения не суточного круга, а богослужения довольно редкого, но крайне важного: этот псалом мы исполняем тогда, когда совершаем освящение новых храмов.

Следующий — 24-й псалом — относится к числу алфавитных, каждая его строчка начинается с очередной буквы еврейского алфавита. Псалом представляет собой уже хорошо знакомое молитвенное воззвание от лица человека, которого окружают враги, и у которого нет иной надежды, кроме Бога и собственной приверженности божественным установлениям. Очень близки по своему содержанию к 24-му псалму и следующие за ним три псалма — 25-й, 26-й и 27-й. В них также противопоставляется нечестие противников автора псалма и его собственное стремление к «стезе правды», которое, с одной стороны, представляет собой результат научения от Бога, а с другой — должно привлечь помощь Божию в борьбе с врагами.

Псалом 28

Завершим мы нашу сегодняшнюю беседу рассмотрением 28-го псалма. Надписание этого псалма дает прямое указание на время его исполнения за ветхозаветным богослужением: «При окончании праздника кущей». Псалмопевец призывает ангелов, которых он здесь именует «сынами Божиими», прославлять на небе Бога, проявляющего Свое величие на земле. Православное богослужение заимствовало некоторые строки 28-го псалма для включения их в чин великого освящения воды, которые совершается в праздник Богоявления. В этот день мы, подобно древним евреям, прославляем Бога за Его обильные милости, которые изливаются на нас через окружающий нас материальный мир, в частности, через воду, без которой, конечно же, немыслима жизнь на земле. Бог дает человеку все необходимое, дает сполна, и это не может не приводить внимательного думающего человека к прославлению Творца на всяком месте и во всякое время.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».