Как пройти сквозь игольное ушко: христианство и деньги

Дарья Блинова

Источник: Jordan Rowland / Unsplash

Деньги — низменная тема, о которой в приличном обществе говорить не принято. Стоит только твоим рассуждениям коснуться денег, как флер благородства и высокой духовности испаряется, уступая место ярлыку человека мелочного и приземленного. А в христианском сообществе, где порицание материальных благ  — общепринятая норма, на этой теме двойное табу. 

В реальности это выглядит жалко: осуждать за то, о чем втайне мечтаешь. Пример  — навязчивая фиксация на чужих доходах, то же глумливое анонимное перешептывание об архиерейских «виллах и мерседесах». То, чего мы боимся, не позволяем себе и стесняемся, приобретает над нами реальную власть — и отдаляет от Бога. 

Если говорить честно, никто сегодня не может позволить себе совсем не заботиться о завтрашнем дне. Даже (особенно) иноки и священнослужители, в жизни которых тяжелый труд сочетается с большой ответственностью. Спокойные и открытые рассуждения о деньгах — то, в чем мы все нуждаемся. Тем более, христианство предлагает очень зрелый, умиротворяющий взгляд на богатство, а следование заповедям не стесняет, а помогает добиться процветания.

«Продай имение твое и раздай нищим»

В центре евангельского осмысления богатства — рассказ о богатом юноше, который не смог стать учеником Иисуса из-за привязанности к своему имуществу (Матф. 19:16-26; Марк. 10:17-27 и  Лук. 18:18-27). Архиепископ Аверкий (Таушев) в «Руководстве к изучению Священного Писания Нового Завета» трактует этот эпизод так: богатство юноши «стало таким его кумиром, расстаться с которым он не мог. Этот кумир он предпочел даже жизни вечной, к которой, по-видимому, искренно стремился». 

Здесь же Христос успокаивает своих «ужаснувшихся» такому строгому предписанию учеников, приводя знаменитое сравнение с верблюдом и игольным ушком. По Его словам, богатому человеку спастись чрезвычайно сложно, но все же реально с помощью Божией:

«Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

Опасно не само по себе богатство, а надежда на него. Эту евангельскую истину подтверждает каждый финансовый кризис, а уж 2020 год и вовсе стал ей яркой иллюстрацией. 

«Нельзя служить Богу и маммоне»

Как же относиться к деньгам? Мне кажется правильным воспринимать деньги как ресурс, топливо на пути к целям. Такой подход позволяет не обожествлять богатство и при этом не относиться к нему показательно пренебрежительно. Мы призваны реализовывать свои таланты и преображать мир, но реальность такова: без денег это крайне сложно. 

Однако стремление к простому накопительству приводит не только ко греху, но и к разорению. Любой предприниматель подтвердит — деньги не должны оседать, это энергия, которая никому не принадлежит. И они никогда не приумножаются, если из ресурса вдруг становятся конечной точкой пути. Силы заработать большую сумму появляются лишь тогда, когда перед глазами стоит важная цель.

Чувство безопасности и удовлетворения жизнью не приходит извне, и при всей важности материальных ресурсов, не зависит целиком от них.

Самое большое богатство не греховно, не стыдно и не делает нас хуже, если заработано честным путем и служит правильной цели. Христианский подход помогает нам ставить правильные, здоровые цели — заботиться не только о своем благе, но о других и об окружающем мире.  

Конечно, помогать можно и с минимальным доходом. Опыт благотворительных фондов показывает — даже пожертвованный рубль может менять жизни. Помочь можно не только материально, но и руками, и простым человеческим участием. Но с ростом ресурсов увеличивается и сила изменять мир. Состоятельные люди могут творить чудеса — одним банковским переводом закрывать безнадежные сборы, восстанавливать храмы из руин, создавать рабочие места и давать другим людям возможность тоже привносить в мир хорошее. Портал «Иисус» работает только благодаря неравнодушным людям, которые помогают распространять истину о Христе.

«Будьте как птицы небесные» 

Еще один знаменитый евангельский эпизод, касающийся денег — призыв Христа следовать примеру птиц, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26). Как рассуждает свт. Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея»: «Он не сказал, что не должно сеять, но что не должно заботиться; и не сказал, что не должно работать, но что не должно быть малодушным, и изнурять себя заботами. Он велел и кормиться, но не заботиться о пище». 

Парадокс в том, что деньги и позволяют не беспокоиться о будущем. Человек в бедственном положении думает только о том, как прокормить свою семью. Но когда проблемы с деньгами исчезают, думать о них даже не особенно хочется.

Христианское отношение к богатству помогает избавиться от изнуряющих страхов, непродуктивных тревог. «Если же, слыша такие слова, не хочешь освободиться от тяжких житейских уз, то, по крайней мере, помыслив о бесполезности своей заботы, оставь ее», — пишет Иоанн Златоуст. Жизнь в сегодняшнем дне приносит успокоение и позволяет реализовать себя: не думать о кризисе и нестабильной экономической обстановке, а открыть собственное дело, как давно хотелось. Не бояться уйти с ненавистной, но стабильной работы в поисках призвания — ведь наша земная жизнь не прочнее птичьей, и не стоит тратить время зря. 

Христианской истине вторят психологи: чувство безопасности и удовлетворения жизнью не приходит извне, и при всей важности материальных ресурсов, не зависит целиком от них. Его можно взрастить только изнутри  — помня, что я «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фл. 4:13).

Смотрите также:
Почему христианин не обязан быть хорошим;

Почитай отца и мать… издалека. Сепарация от родителей и заповеди Христа;

Три неочевидные причины учиться смирению;

«Блажен, кто воздаст тебе»: почему злиться сейчас полезнее, чем каяться.