Три неочевидные причины учиться смирению


Источник: Артем Ковалёв / Unsplash

Первая и главная причина напрашивается сразу – нужно быть смиренным, чтобы исполнить Божию заповедь. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3), говорит Иисус в Нагорной проповеди. И это уже звучит исчерпывающе. Верующему человеку не нужно объяснять, почему смирение – это благо, а быть рабом Божиим почетно. Тот, кто знаком с учением Христа, также понимает, что смирение – не «забитость», покорность судьбе и движение по течению, а напротив, источник внутренней свободы.

Сегодня я хочу поговорить о другом – о благах, которые дает смирение уже в земной жизни. Иоанн Златоуст считает, что, обещая кротким наследовать землю (Мф. 5:5), Христос имеет в виду не только «землю духовную», но и «чувственную награду». Следование заповедям освобождает от греха и вместе с тем делает жизнь более упорядоченной, осмысленной и простой. 

Смирение избавляет от неврозов

Ничто в мире не существует безотносительно. Источник наших радостей и наших страданий завязан на сравнении себя с другими. Что толку в хорошей машине, если у всех на парковке они будут лучше; и какая радость уехать из родного поселка городского типа, если не оглядываться на одноклассников, которые там остались?

Сравнение – это гонка, в которой невозможно победить. Жизнь в парадигме сравнений, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует культура постановочного селфи – собственный взгляд на себя, но направленный в сторону других, чьей оценки и признания мы ждем. Мы полностью сосредоточены на себе, старательно высчитывая свое положение среди других.

Смирение же – отказ от эгоцентричности, от точки зрения на мир, в центре которого находишься ты сам. Но именно оно позволяет взглянуть внутрь себя, уже под совсем другим углом, меняя фокус с человеческого на божественный. Смиряясь, мы принимаем для себя единственный образец – Христа, а других видим равными себе на пути к этому образцу. И это решение позволяет наконец отстать от самого себя, не ища одобрения у окружающих и не руководствуясь тем, «что подумают люди». Ведь конце концов, наши селфи никто не рассматривает дольше нас самих. 

Смирение помогает поддерживать дружбу

Другая составляющая смирения – это способность трезво оценивать свое духовное состояние, ясно видеть свои недостатки и слабости. А когда видишь это в себе, уже сложнее предъявлять непомерные требования к другим.

С годами поддерживать дружеские отношения становится сложнее, а находить новых друзей и вовсе невозможно. И дело не только в недостатке времени и в разных жизненных путях – соцсети позволяют хоть вообще не разлучаться, было бы желание. На мой взгляд, дело скорее в жизненном опыте. Если в подростковом возрасте достаточным основанием для дружбы могла стать любовь к одной музыкальной группе, то с возрастом уже непросто принять того, кто имеет чуть отличные от твоих взгляды. Еще трудей забыть чужие ошибки – если только не держать смиренно в памяти свои собственные. 

Смирение способствует продуктивной работе

Такую мысль я увидела в блоге у известного редактора и сразу подумала, насколько близко это к евангельской заповеди. Редактор рассуждала, как сложно найти сотрудника, который считал бы себя не гением, а обычным человеком, который выполняет обычную работу.

Перфекционизм – это другое название для гордыни, с которой я сама веду бесконечную борьбу. Например, никак не могу начать статью – вдруг она не получится такой прекрасной, как в моем воображении? И в итоге срываю все сроки. А сколько дел, за которые я вовсе не берусь из-за страха, что выйдет так, средненько… Мысль о том, что ты обязан все делать превосходно, разрушительна, она приводит к прокрастинации, выгоранию и самобичеванию. Выход все тот же – учиться христианскому смирению.

Мы все приучены к тому, чтобы быть великолепными и выдающимися, продавать себя и всячески стремится выделиться из толпы. Но даже далекие от веры люди понимают, что это не работает. Позволить же себе и окружающим быть обычными (а по сравнению с Богом – ничтожными) людьми полезно и приятно. 

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30), призывает Иисус. Следуя Его примеру, мы не только приближаемся ко спасению, но и освобождаемся от тревоги и страхов, которыми нас ежедневно нагружает мир.