Почему христианин не обязан быть хорошим


Источник: Alan Labisch / Unsplash

Личные границы — еще одна обширная и болезненная для нашего общества тема. На постсоветском пространстве понятие границ еще в новинку, и тех, кто пытается отстаивать их, клеймят эгоистами. Особенно остро эта проблема стоит среди христиан, которые высоко ценят жертвенность.

В этой статье я стремлюсь сопоставить указания психологов с евангельскими заветами и показать, почему стремление просто «быть хорошим» не имеет ничего общего с добродетелями.

Что такое «личные границы»

Личные границы — это окружающее нас пространство, физическое и нематериальное, в котором мы живем и развиваемся. Это личная комната и личные вещи, наше время, наши знания и умения, наши вкусы и интересы. Мы нарушаем личные границы всякий раз, когда делаем себе некомфортно.  

С одной стороны, без дискомфорта невозможно развитие: ранний подъем, поездка на богослужение в выходной, тренировка и диета доставляют нам как неудобства, так и пользу. Но сегодня речь пойдет о другом — о пустых и неоправданных жертвах, которые мы совершаем только потому, что «так принято».  

Есть в гостях, только чтобы не обидеть хозяев; бросить свои дела и бежать помогать другу; идти на встречу, даже если не хочешь — все это примеры нарушений личных границ, к которым мы привыкли. 

Зачем нужны границы 

Я встречала нескольких людей, у которых эти границы практически отсутствовали. Разные личности с разным окружением, но похожие в одном — они «добренькие». Под этим я понимаю категорическую неспособность сказать «нет», услужливость, граничащую с угодливостью, готовность показательно снять с себя последнюю рубашку.  

Такие люди сперва привлекают, с ними приятно и удобно. Но в долгосрочной перспективе общение становится невыносимым. Один из моих знакомых оказался главным источником сплетен и подлостей в рабочем коллективе, другой пережил тяжелый кризис, когда его жертвенность не оценили по достоинству. А главное — при всей своей услужливости они все время ранили других людей, нарушая чужие границы и не замечая в этом никакой проблемы.  

Человек с выстроенными личными границами выглядит по-другому. Он кажется нам холодным, эгоистичным и отстраненным, но лишь поначалу. На деле тот, кто уважает себя, вызывает уважение и других. «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 22:34), — значит, сперва нужно дать необходимую любовь себе. 

Мы часто путаем нарушение собственных границ с христианской добродетельностью. Позволяя другим делать с нами то, что нам не нравится, мы покупаем чужое расположение и ореол святости в собственных глазах. Мы отдаем, подспудно ожидая награды взамен — или от того, кому жертвуем, или в Царствии Небесном. В первом случае нас гарантированно ждет разочарование. Во втором… скорее всего, тоже.  

Сделав чужую работу, одолжив большую сумму родственнику «на бизнес», стерпев насмешку нельзя сделать мир лучше — только сделать хуже себе. Особенно неприятно, когда твоя последняя рубашка никому и не нужна была особо. 

Любое государство считает первостепенной задачей отстоять свою территориальную целостность. Защищает свои канонические границы и Церковь. Это же должен делать любой человек в миру, стремящейся к психологической зрелости. 

Пример Христа

Традиционно христианство воспринимается как религия прощения, покорности и смирения. Но богословы однозначно говорят — сам Христос не был «пацифистом». Он бесстрашно обличал своих влиятельных противников, зная, к каким последствиям это приведет, и не избегал возможности отстоять свою правоту. И даже будучи Богом — милосердным и прощающим, Христос порой отказывал в помощи тем, кому она не была полезна. 

Иисус не избегал конфликтов, которые полезны для развития личности и правильного позиционирования в обществе. Ведь если бы Спаситель не мог защитить Свое учение в спорных ситуациях, вряд ли кто-то поверил бы Ему и пошел за Ним. И даже заповедь о непротивлении злу, знаменитое повеление подставить другую щеку (Мф. 5:38-41) — это предписание погасить насильственный конфликт, а не избегать любых противостояний. 

Несомненно, Иисус — пример величайшей жертвенности. Он страдал и умер за наши грехи, не будучи Сам виноватым. Но целью Его жертвы было спасение человечества, а ради чего обычно приносим свои маленькие жертвы мы? Ради чужого комфорта и выгоды? Разве можно сравнить нашу жертвенность, которую мы так холим и лелеем, с жертвенностью истинной, которую показал Бог? 

Как защищаться

Лучше всего — маленькими шагами, отказываясь от того, что не нравится, пресекая попытки навязать чужое, заставить сделать что-то. Спокойно и последовательно, не обвиняя и не демонизируя других. Ведь чаще всего люди ранят неосознанно, и простое проговаривание своих желаний уже снимает многие проблемы.  

Отстаивать свои границы поначалу очень сложно и страшно, но необходимо. Это провоцирует недовольство окружающих, ведь автономный человек уже не так удобен. Некоторые люди и вещи уходят из жизни, но в дальнейшем все становится только лучше. Мы не становимся «плохими», защищая себя. Наоборот, среди мирских людей нет никого более чуткого, чем обладатель выстроенных границ. 

Заботясь о себе, мы становимся сильнее и можем гораздо лучше, искренне помогать другим. Мы делаем это, уже не ожидая ничего взамен (Лк. 6:35)— однако Бог все равно помогает нам возрасти еще больше.  

В завершение — еще немного о жертвенности. Христиане знают, что мир несовершенен, и только сверхпоступки, выход из своей зоны комфорта, настоящие жертвы могут исправлять это несовершенство. Отсюда проистекает благотворительность, активистская деятельность, социальные инициативы — все, что делает мир лучше.  

Но чтобы полноценно и активно участвовать в этом, нужны огромные силы. А они появляются из Божией благодати и тех ресурсов, которые как раз сберегают для нас выстроенные границы.

Смотрите также:

Почитай отца и мать… издалека. Сепарация от родителей и заповеди Христа;

Три неочевидные причины учиться смирению;

«Блажен, кто воздаст тебе»: почему злиться сейчас полезнее, чем каяться.