Смотреть глазами веры: как надеяться на лучшее в темные времена


Гебхард Фугель, «Давид против Голиафа»
Гебхард Фугель, «Давид против Голиафа»
Источник: Wikimedia Commons

Христиане хорошо знакомы с историей о поединке между Давидом и Голиафом (1 Цар. 17 гл.). Сегодня обратим внимание на некоторые детали, которые предшествовали этому событию. Рост великана составлял примерно 2,7 метров, а вес его брони — около 57 килограммов. Эти цифры сами по себе хорошо объясняют, почему, услышав от Голиафа призыв выйти один на один, Саул и израильтяне ужаснулись (1 Цар. 17:11). Когда Давид пришел в военный стан, он услышал призыв Голиафа и увидел, что «все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись» (1 Цар. 17:23-24). Беседуя с Саулом, Давид так оценил происходящее: силач Голиаф для него был не более чем «необрезанный филистимлянин», а убегающие в страхе израильтяне — не что иное, как «воинство живого Бога» (1 Цар. 17:36). Едва ли кто-то другой из войска израильтян мог оценить ситуацию так же. Однако Давид смотрел глазами веры, а потому и смог именно так увидеть происходящее. Позже апостол Павел увековечит этот принцип в послании к Коринфянам: «мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7).

Смотреть глазами веры — это важный жизненный принцип. Едва ли бы Давид вышел на бой и победил, если бы увидел в Голиафе не более чем «необрезанного филистимлянина, который поносит «войско живого Бога». Интересно также отметить действие этого принципа в житии святителя Афанасия Великого. На жизнь этого святого выпало много гонений со стороны ариан, и большую часть святительского служения святой Афанасий провел в ссылках. Но если составлять житие святого, по его творениям, едва ли можно было бы догадаться об этом. Так мы читаем следующие слова святителя: «Обрати внимание на то, что Спасителево учение повсюду растет, всякое же идолослужение и все противоборствующее вере Христовой ежедневно умаляется, ослабевает и падает, и вникнув в это, поклонись общему всех Спасителю, всемощному Божию Слову, и осуди то, что им умалено и обращается в ничто» (Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, § 55). В другом творении того же святителя мы читаем: «Противоречущие постыждаются, и Христос с каждым днем невидимо преклоняет к Себе души прекословов» (Слово на язычников, § 1).

Читайте также: был ли Давид дерзким?

Читая эти слова, можно подумать, что они были написаны в период расцвета христианства, но из жития Афанасия Великого мы знаем, что он жил в тяжелые времена гонений. Подобно Давиду, святитель Афанасий смотрел глазами веры и поэтому оставил такие слова. В свое время он был единственным архиереем на Востоке, который сохранял православную веру. Помимо противостояния арианскому духовенству, святой Афанасий также противостоял четырем императорам, которые поддерживали еретиков. Вероятно, из-за этого современники и прозвали его «Афанасий против всего мира». Едва ли святитель смог бы так успешно противостоять этому натиску, если бы так твердо не исповедовал веру, что «Христос с каждым днем невидимо преклоняет к Себе души прекословов».

Наконец отметим, что Афанасий Великий едва ли бы согласился с тем, что дальше будет хуже. В беседах на псалмы он пишет: «От крайних и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему [Иисусу Христу] народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны» (Беседа на 71 псалом). Нужно быть крайне осторожным в вопросах веры, ведь сегодняшняя вера формирует наше завтра. В книге Притчей премудрый так описывает завистливого человека: «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23:7). Вполне справедливо соотнести это и с хорошими помыслами. Святые отцы единогласно свидетельствовали о позитивном влиянии хороших мыслей. Приведем некоторые цитаты. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Способность воли у человека подобна весам, и эти весы держат ум, как управляющее начало. Когда кто склоняется к благочестивым мыслям, то и коромысло весов склоняется в сторону добра» (Беседа на 118 псалом). Преподобный Ефрем Сирин уподоблял хорошие мысли «доброму и отменному семени в земле хорошей и добротной» (Слова подвижнические). Мы видим, что добрые помыслы не только предшествуют добродетелям, но и способствуют совершению добрых поступков (склоняют нашу волю к этому). Поэтому, когда мы верим, что дальше будет хуже и наступит полное царствование греха и разврата, стоит задуматься, какое будущее мы готовим себе и своим потомкам. Если мы хотим позитивных изменений, нужно пересмотреть, во что мы верим. Едва ли получится жить свято и целомудренно, при это считая, что мы достигли особенно темных времен. Это не означает отрицать реальность. Это вопрос о том, на основании чего мы будем формировать свое мировоззрение: на основании веры или того, что мы видим. Для апостола Павла христианин однозначно основывается на вере, а не на видении (2 Кор. 5:7).  А если мы верим, что Христос действительно царствует, что Ему покорятся все народы, что Его царствование знаменуется от победы к победе, без единого поражения — то прогнозы у нас должны быть однозначно ободряющими. Хотя позитивное мышление не является однозначным свидетельством о христианстве, однако оно присуще христианину. Вряд ли кто-то согласится с тем, что наш Царь — Господь Иисус Христос — планирует допустить победу зла. А если все так, почему мы склонны верить в обратное? 

Читайте также: почему вера — это риск?