Как связаны разрушение Иерусалимского храма, пришествие Иисуса Христа и кончина века?


Христос Иперагафос (Преблагой). Мозаика церкви Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной) в Константинополе, 16 в.
Христос Иперагафос (Преблагой). Мозаика церкви Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной) в Константинополе, 16 в.
Источник: Демид / Fotoload

В предыдущей статье мы разобрались — когда апостолы спрашивали у Иисуса Христа о знаке Его пришествия, то их интересовало, когда же Он покажет лицо «настоящего Мессии» — могущественного царя и завоевателя, который освободит евреев от римского гнета и покорит им другие народы. Но почему они задали этот вопрос, услышав предсказание Иисуса Христа о разрушении Иерусалима (Мф. 24:2), и как это связано с кончиной века? (Мф. 24:3)

На первый взгляд может показаться, что между этими предметами нет связи. Однако анализ исторического контекста помогает ее увидеть.

Первостепенно отметим, что как сам Иерусалим, так и Иерусалимский храм были связаны с определенными Божиими обетованиями. Например, в книге пророка Исаии мы читаем:

«Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои — из жемчужин, и всю ограду твою — из драгоценных камней» (Ис. 54:11-12). В другом месте мы также встречаем обильные Божьи обетования Иерусалиму:

«Восстань, светись, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию» (Ис. 60:1-3. см. полностью 60 главу).

Иерусалимский храм, как ранее скиния, был символом того, что Бог обитает среди своего народа. Выделим следующее Божье обетование, которое непосредственно связанно с храмом: «И сыновей иноплеменников…Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:6-7). Известно, что у евреев было два храма. Первый был построен при Соломоне и во времена нашествия Навуходоносора был разрушен. После Вавилонского плена был построен Второй храм, который был разрушен римлянами уже после окончания земной жизни Иисуса Христа. Пророк Исаия жил во времена первого храма, однако часть его книги, в которой содержатся данные обетования, принято соотносить с временами после Вавилонского плена. Здесь важно отметить, что вышеприведенные Божии обетования не исполнились ни по отношению к первому храму, ни по отношению ко второму (язычники не приносили жертвоприношений в храме Богу).

Интересно также и то, что евреи времен Второго храма ожидали нового храма, который был бы исполнением Божественных обетований. Об этом свидетельствует ряд литературных памятников периода Второго храма, в том числе и неканонические книги Ветхого Завета. Так, в книге Товита мы читаем следующее слова:

«Иерусалим будет пустынею, и дом Божий в нем будет сожжен и до времени останется пуст. Но опять Бог помилует их и возвратит их в землю; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века. И после того возвратятся из плена и построят Иерусалим великолепно, и дом Божий восстановлен будет в нем на все роды века, — здание величественное, как говорили о нем пророки» (Тов. 14:4–5).

Важно помнить, что книга была написана в то время, когда уже был отстроен Второй храм. Поэтому речь не идет о разрушении первого храма, которое произошло при Навуходоносоре. Во Второй книге Маккавеев мы читаем о том, как пророк Иеремия «внес в пещеру скинию и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Макк. 2:5-7). Поскольку место не было открыто во времена Второго храма, то, естественно, что евреи ожидали исполнения этого пророчества в будущем. Об ожиданиях нового храма также можно прочесть в следующих книгах периода Второго храма: 1 Еноха 17:127; Книга Юбилеев 1:15–17; Оракулы Сивилы 5:400–402; Заветы двенадцати патриархов / Завет Вениамина 9:2. Также в кумранских рукописях мы читаем: «Я пребуду с ними во веки вечные и освящу храм Мой славой Своею, которая будет обитать во храме — слава Моя до дня благословения, в который Я воздвигну святой храм Мой и приготовлю все дни по завету, который заключил Я с Иаковом в Бетэле, и освящу храм Мой славой» (11Q19 29, 8–10).

Читайте также: правда ли, что иудеи исказили пророчество Исаии о Христе?

Из приведенных цитат мы видим, что новый храм будет построен, когда «исполнятся времена века», «в день благословения». Таким образом вырисовывается связь между разрушением храма и кончиной века. Евреи ожидали, что когда исполнятся времена века (то есть наступит его конец), будет построен новый храм. А поскольку постройка нового храма подразумевает, что старого уже не будет, то становится понятно, почему ученики, услышав о разрушении храма, спрашивали о кончине века. По сути, эти события были неразрывно связаны.

Здесь стоит лишь напомнить, что «кончина века» для апостолов и их современников вовсе не обозначала конца мировой истории. Главным ожиданием евреев было пришествие Мессии, поэтому время до его пришествия обозначалось как «настоящий век». В конце «настоящего века» придет Мессия, и с его пришествием начнется «будущий, мессианский век». При анализе эсхатологических ожиданий современников апостолов крайне важно учитывать смысл, который они вкладывали в те или иные термины, а не вносить тот смысл, с которым ассоциируются эти термины сегодня. О том, что «последние дни», «кончина века» связанны именно с пришествием Мессии, свидетельствует и Новый Завет, где также говорится, что Иисус Христос пришел в «последние дни», в «конце веков» (Евр. 1:2; 9:26), что апостолы достигли «последних веков» (1 Кор. 10:11).

Итак, видна следующая связь в эсхатологических ожиданиях современников апостолов. В конце настоящего века придет Мессия и будет отстроен новый храм. Вопрос учеников становится полностью понятным. Веря, что Иисус является Мессией, и, услышав от Него предсказание о разрушении храма, они связали это с Его пришествием (в лице «настоящего Мессии) и «кончиной века», то есть временем пришествия Мессии.

Наконец отметим, что другие евангелисты, кроме Матфея, ничего не пишут ни о пришествии Иисуса Христа, ни о кончине века. Согласно евангелисту Марку, услышав пророчество о разрушении Иерусалима, они спросили: «Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?» (Мк. 13:4). А согласно евангелисту Луке, вопрос звучит так: «Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?» (Лк. 21:7) Довольно часто толкования сводятся к тому, что ученики ошибались и думали, что с разрушением Иерусалима последует Второе пришествие. Но ошибка была скорее в том, что такое предположение игнорирует эсхатологические ожидания учеников и приписывает им то, чего они не имели в виду. Когда ученики ошибались, Иисус Христос выговаривал им за это (Мф. 15:17, 16:9; Мк. 7:18, 8:17). Здесь же мы не видим ничего подобного.