Рассказывал ли Иисус апостолам о Втором пришествии?


Вознесение Господне. Фреска монастыря Варлаама в Метеорах, Греция. XVI век
Вознесение Господне. Фреска монастыря Варлаама в Метеорах, Греция. XVI век
Источник: Демид / Fotoload

В прошлой статье мы разобрались в том, свидетельствуют ли сегодняшние знамения о приближении конца времен. Сегодня перечитаем внимательно слова Христа, чтобы узнать, говорит ли он о Своем Втором пришествии.

Предсказания о знамениях конца света — лжепророках, войнах, голоде и других бедствиях — содержатся в речи Иисуса Христа на Елеонской горе. Сама же речь Спасителя отвечает на вопрос учеников. О чем же они спросили?

Евангелист Матфей пишет, что «когда Иисус Христос сидел на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3) Из ближайшего контекста мы узнаем, что побудило апостолов задать такой вопрос. Они показали Спасителю здания храма, и в ответ «Иисус сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:1-2). Учитывая это, вопрос учеников кажется понятным. Но правда ли они спрашивали Христа о Его Втором пришествии?

К тому времени даже мысль о том, что «Христу надлежит много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21) вызывала у них категорическое неприятие. Что уж говорить о словах, что спустя 40 дней после воскресения Спаситель вознесется на небо, затем ниспошлет им Святого Духа и спустя неопределенное время придет судить всю вселенную? Поэтому предположение, что ученики спрашивали о признаках Второго пришествия, является предвзятым.

Также отметим, что слово παρουσία, переведенное в данном случае как «пришествие», имеет особое значение. παρουσία можно перевести и как «присутствие», «прибытие». В греческом переводе Ветхого Завета оно не встречается, поэтому логично предположить, что оно было заимствовано из эллинистического мира, где использовалось для обозначения прибытия царских или официальных лиц. Также термин παρουσία использовался и для обозначения присутствия вообще какого-либо человека. Апостол Павел неоднократно использует его для описания своего приезда или приезда одних христиан к другим христианам (1 Кор. 16:17; 2 Кор. 7:6–7; 10:10; Флп. 1:26; 2:12).

При этом нередко можно услышать, что термин παρουσία по отношению к Иисусу Христу употребляется исключительно в контексте Второго пришествия. Однако такой вывод противоречит святоотеческой традиции. Святые отцы и ранние учители Церкви часто используют παρουσία по отношению к Иисусу Христу, при этом в тех случаях, когда речь идет о первом пришествии Иисуса Христа (Боговоплощении). Отметим несколько примеров: мч. Иустин Философ, «Апология первая»; Ориген, «Против Цельса»; свящмч. Ипполит Римский, «О философских умозрениях или обличение всех ересей»; свт. Афанасий Великий, «Слово на язычников», Слово о воплощении Бога-Слова» и другие.

Известно, что во времена земной жизни Иисуса Христа значительная часть евреев ожидала пришествия Мессии в лице могущественного царя, который бы освободил их от римского притеснения и покорил бы им другие народы. Апостолам такие ожидания не были чужды. Об этом свидетельствует, как минимум, просьба Иоанна и Иакова сесть справа и слева от Иисуса в Его славе (Мк. 10:37). После Воскресения апостолы спрашивали Спасителя: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). Вероятнее всего, они спрашивали о земном царстве, так как думали еще о земном. Апостолы поверили, что Иисус действительно является обетованным Мессией, хотя Его образ жизни сильно противоречил тому, чего они ожидали. Тем не менее, они не теряли надежды, что в конечном итоге Иисус покажет лицо «настоящего Мессии» — освободит Израиль.

Итак, что же имели в виду апостолы, когда спрашивали Спасителя о знаке Его пришествия? Очевидно, чих интересовал вопрос, когда же Иисус наконец покажет лицо «истинного Мессии», когда Он «придет в блеске грома, в славе побед земных, когда от Его голоса дрогнет легионов строй» (Из стихотворения «Рождество» Александра Солодовникова). Поверив, что Он действительно является Мессией, однако не принимая того мессианского пути, о котором Он им неоднократно говорил, апостолы ожидали, что в конечном итоге Иисус придет как могущественный завоеватель. Их все больше интересовало, когда это произойдет, каким будет знак Его παρουσία (пришествия).

Как это связанно с разрушением Иерусалима и кончиной века, рассмотрим в следующей статье.