Правда ли, что наступили последние времена?


Страшный Суд. Икона. Новгород, XVI век. Фрагмент
Страшный Суд. Икона. Новгород, XVI век. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Мы верим в Иисуса Христа «паки грядущего со славою судить живых и мертвых». В молитве святителя Василия Великого исповедуем, что ожидаем явления дня, когда Иисус Христос придет как Судия всех. Но можно ли понять, что день Страшного суда наступит совсем скоро? Содержит ли Священное Писание пророчества о событиях, которые непосредственно будут предшествовать дню Второго пришествия? Разберемся в статье.

Иисус Христос сказал: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех» (Лк. 17:26-29). Как день потопа, так и день разрушения Содома наступили внезапно.

Хорошо известны слова Спасителя о времени Его Второго пришествия: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). И если прочесть речь Иисуса Христа, из которой взят этот стих, до конца (Мф. 24:36-25:46), то мы не увидим ни единого предсказания событий, которые бы предвещали приближение этого дня. Скорее наоборот, Спаситель разнообразными способами предостерегает учеников, что день наступит неожиданно, вплоть до утверждения, что «в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:44).

Апостол Павел пишет, что день Господень придет «как тать ночью» (1 Фес. 5:2). Есть ли признаки, благодаря которым можно было бы узнать, когда произойдет грабеж? Конечно нет. В противном случае воров стало бы значительно меньше, поскольку их успех зависит главным образом от внезапности.

Основной призыв Иисуса Христа ввиду внезапности Второго пришествия можно свести к следующему: «Бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13:33). И если допустить, что перед Вторым пришествием сохранится привычный ритм жизни, как было перед всемирным потопом и уничтожением Содома, этот призыв становится крайне уместным. Только находясь в постоянной готовности, человек может избежать того, что будет застигнут врасплох.

Итак, мы видим, что некоторые тексты Священного Писания однозначно говорят о том, что признаков Второго пришествия не только нет, но и быть не может — Иисус Христос придет внезапно, а любые признаки исключают внезапность. А как же быть с предсказанием появления лжехристов и лжепророков, войн, голода и других бедствий? Эти вопросы заслуживают отдельного внимания и будут проанализированы в других статьях.

Читайте также: Четыре небесные книги: о чем Иоанн Богослов рассказал в Апокалипсисе.