Первосвященник Илий. Последствия соучастия в грехах


Самуил рассказывает Илию о том, что Бог им недоволен. Автор: Аллен Роберт Брэнстон
Самуил рассказывает Илию о том, что Бог им недоволен. Автор: Аллен Роберт Брэнстон
Источник: Wikimedia Commons

Даже высокое звание не убережет неправедного человека от Божиего гнева. Докажем это на примере истории Илия, первосвященника и судьи.

Далекий от Бога первосвященник

Впервые мы встречаем первосвященника Илия в Первой книге Царств — там упоминается, что у него были два сына, которые были священниками Господа (1:31Все ссылки в этой статье будут относиться к этой книге). Затем автор знакомит нас с ним более подробно в связи с молитвой Анны. Как мы узнали в прошлой статье, духовно слепой первосвященник здесь противопоставляется смиренной праведнице — и именно она, а не Божий служитель предстоит перед Богом. На поношения Илия Анна отвечает крайне кротко, называя себя его рабой. Выслушав Анну, Илий ответил так: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него» (1:17). Хотя такой ответ показывает Илия с положительной стороны, однако позже мы увидим, что это скорее было признаком безучастия. В пользу этого может говорить и то, что Анна изливала душу пред Господом (здесь в оригинале использован тетраграмматон – заветное имя Бога), а Илий обозначает Бога более дистанцированно — просто Бог (не заветное имя) Израиля.

Следующее упоминание Илия связанно с тем, что Анна посвящает Самуила Господу. То, что реакция Илия никак не отображена, подсказывает нам, что он так и не понял произошедшего. Не понял, что произошло чудо, что Господь ответил на прошение Анны, не понял, свидетелем чего он стал. Примечателен также комментарий автора Первой книги Царств, что отрок Самуил служил Господу при Илии (2:11). Можно было бы ожидать, что Самуил будет служить и Господу, и Илию, но Писание не указывает этого. Уже предыдущая характеристика Илия подсказывает нам, почему Самуил не служил ему. Но дальше раскрывается весь ужас происходящего. Писание сообщает, что сыновья Илия (священники Господа — 1:3) на самом деле негодные люди (2:12). Примечательно, что именно за такого рода людей Илий посчитал Анну (1:16), чем явно подчеркивается его духовная слепота. Он не смог отличить святую женщину от своих сыновей, которые на самом деле были неправедными. Автор книги подробно описывает, что делали сыновья Илия, подытоживая: «Грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу» (2:17). 

Дальше Писание описывает одно из посещений Анной и ее мужем Элканой скинии. Относительно Илия мы читаем: «И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место свое» (2:20). Хотя он благословил их обоих, но из его слов по-прежнему видна слепота Илия. Господь сделал Анну бесплодной, что доставляло боль Анне, но Илий обращает свою речь к Элкане. А как мы уже рассматривали в предыдущей статье, Элкана даже не понимал эту скорбь своей жены. Духовная слепота Илия подтверждает и следующим стихом: «И посетил Господь Анну» (2:20-21). Мы видим, что хотя речь Илия и была направленна к Элкане, однако Господь посетил именно Анну. Эти наблюдения подтверждают раннее приведенный вывод, что Илий так и не понял чудо, которое произошло с Анной. 

Читайте также: Левиты — чем больше привилегий, тем больше ответственности.

Писание сообщает, как Илий пытался исправить своих сыновей. Он обличал их, «но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти» (2:25). Дальше автор Первой книги Царств говорит нам о человеке Божием, через которого Господь предсказал Илию ужасные события: 

«Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем; и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю, и не будет в доме твоем старца во все дни, Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах. И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день» (2:31–34).

Насчет сыновей Илия все понятно — они были негодными людьми, презирали Господа открыто, не слушали обличений отца. Мы догадываемся, что тот факт, что человек Божий возвестил суд именно Илию, а не его сыновьям, связан с тем, что они были недостойны даже выслушать пророчество.

 

За что Бог наказал Илия — и может наказать нас 

Но почему Господь так суров с самим Илием? Обычно это объясняется тем, что он недостаточно строго обличал и наказывал сыновей. Такой вывод подтверждается и словами человека Божиего, который возвестил Илию суд Господень: «для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?» (2:29) Однако проблема значительно глубже — Илий был соучастником грехов своих сыновей. Когда человек Божий возвещает суд Илию, он в первую очередь говорит именно об этом: «Вы (обличение касается как Илия, так и его сыновей) попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего» (2:29). Вероятно, Илий питался отборными частями жертвоприношений, которые отнимали его сыновья у народа, и таким образом становился соучастником их греха. Возможно, сам Илий и не заслуживал такого строгого наказания, однако разделив грехи своих сыновей, он разделил и их участь (сравн.: Исх. 20:5).

 

Итог

Помня участь Илия, будем заботиться не о том, чтобы слиться с общим потоком и не выделяться из толпы. Будем избегать худых сообществ, чтобы не стать соучастниками грехов других людей. Ведь одобрение Бога значит значительно больше, чем даже одобрение всего мира. Пусть лучше люди посмотрят на нас с непониманием, чем Бог посмотрит с неодобрением на наши поступки.