Левиты — чем больше привилегий, тем больше ответственности


Похвала Пресвятой Богородицы, с акафистом, русская икона середины XVI века, фрагмент. Пророк Ааарон
Похвала Пресвятой Богородицы, с акафистом, русская икона середины XVI века, фрагмент. Пророк Ааарон
Источник: Демид / Fotoload

Известно, что колено Левия получило особое благословение Божие. Но и среди его представителей также была градация по привилегиям. 

 

Первосвященник и священники

Самыми привилегированными были потомки Аарона, правнука Левия. Первенец семьи становился первосвященником, а остальные — священниками. Больше никто из потомков Левия священником быть не мог. 

Служение первосвященника и священников часто было связано со смертельной опасностью. В книге Левит мы встречаем ряд указаний Господа по отношению Аарону и его потомкам, и все они связаны с предостережениями (Лев. 10:6-9 — в пределах этих четырех стихов указание «чтобы не умереть» встречается три раза). Даже нарушение повелений Господа относительно ношения Аароном священных одежд несло смертельную опасность (Исх. 28:31-43). Все это свидетельствует о том, насколько особенным и привилегированным было служение первосвященника и священников. Неудивительно, что двое сыновей Аарона погибли «всего-навсего» за то, что кадили вопреки заповеди Господней (Лев. 10:1-2). 

 

«Носители Бога»

Привилегии остальных левитов также зависели от того, чьими потомками они были. Привилегии потомков Каафа, второго сына Левия, были наибольшими: им поручалось переносить Святая Святых и утварь, которая находилась в скинии и использовалась при совершении обрядов. Однако перед этим приходили потомки Аарона и покрывали все эти вещи: «При отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть» (Числ. 4:15). 

Несмотря на честь, которой были удостоены потомки Каафа, их служение тоже было опасным. Мы встречаем прямое повеление Господне, которое связано с жизнью потомков Каафа и покрытием вышеозначенных предметов: 

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, но вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому Святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят их каждого в служении его и у ноши его; но сами они не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть» (Числ. 4:17–20).

 

Другие служители

Другим потомкам Левия были поручены прочие принадлежности скинии: потомкам Гирсона — «покровы скинии, скиния собрания, и покров ее, и покров кожаный синий, который поверх его, и завесу входа скинии собрания, и завесы двора, и завесу входа во двор, который вокруг скинии и жертвенника, и веревки их, и все вещи, принадлежащие к ним» (Числ. 4:25–26); а потомкам Мерари — «брусья скинии и шесты ее, и столбы ее, и подножия ее, и столбы двора со всех сторон, и подножия их, и колья их, и веревки их, и все вещи при них, и все принадлежности их» (Числ. 4:31-32).

Конечно, едва ли привилегии потомков Гирсона и Мерари могли сравниться с привилегиями потомков Каафа. Носить Ковчег Завета — тогда это было все равно что носить Бога. Однако как мы видим, большие привилегии подразумевали и значительно бо́льшую ответственность. 

 

Пример различных служений левитов хорошо показывает, что не всегда и не каждому стоит стремиться к особо привилегированным служениям. Не каждый может справиться с обязанностями, которые включает в себя такое служение. Лучше оставить Господу возможность вознести нас на высоту служения, чем самому добиться его и потом рухнуть под тяжестью обязанностей: «Смиримся под крепкую руку Божию, и Он вознесет нас в свое время» (1 Пет. 5:6).

Читайте также: как проклятие левитов обратилось в благословение.