Как проклятие левитов обратилось в благословение


Жертвенник всесожжения, иллюстрация из «Библейской энциклопедии»
Жертвенник всесожжения, иллюстрация из «Библейской энциклопедии»
Источник: Wikimedia Commons

Левиты — это потомки Левия, одного из двенадцати сыновей Иакова. В Священном Писании этим потомкам патриарха Иакова уделено особое внимание. Из книги Бытия нам известно, что Левий вместе с Симеоном лишились особого благословения отца, поскольку убили жителей города Сихема (Быт. 49:5-7). Более того, святой Иаков произнес им даже своего рода проклятие: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт. 49:7). 

 

Что стало с потомками Симеона

Примечательно, что эти слова действительно сбылись. Относительно колена Симеона отметим, что сначала оно было сильно сокращенно в количестве. При первой переписи (второй год после выхода из Египта) в колене Симеоновом насчитывалось пятьдесят девять тысяч триста лиц мужеского пола от двадцати лет и выше (Числ. 1:22-23), а при второй переписи (незадолго до взятия обетованной земли) их количество сократилось до двадцати двух тысяч двухста (Числ. 26:14). Более того, их удел находился на территории потомков Иуды (Иис. Нав. 19:1) и некоторые города приписываются одновременно как принадлежащие потомкам Симеона, так и одновременно потомкам Иуды (сравн. Иис. Нав. 15 и 19 гл.). Подтверждение о рассеянности потомков Симеона мы находим и на страницах первой книги Паралипоменон. Перечисляя их, автор книги отмечает, что «они доходили до Герары и до восточной стороны долины, чтобы найти пастбища для стад своих; и нашли пастбища тучные и хорошие и землю обширную, спокойную и безопасную, потому что до них жило там только немного Хамитян… Из них же, из сынов Симеоновых, пошли к горе Сеир пятьсот человек: Фелатия, Неария, Рефаия и Узиил, сыновья Ишия, были во главе их; И побили уцелевший там остаток Амаликитян, и живут там до сего дня» (1 Пар. 4:39-40, 42-43). 

 

Судьба левитов

Но на потомках Левия грозные слова патриарха сбылись скорее как благословение, а не проклятие. Они действительно были рассеяны по всей территории Израиля, однако это было связанно с особым привилегированным положением, которое они занимали. Впервые об особых привилегиях левитов мы читаем в книге Чисел. Потомки Левия исчисляются отдельно, им поручается скиния откровения, и все принадлежности ее, и все, что при ней (Числ. 1:49-50). И тут же мы узнаем, насколько их служение превосходило служение всех остальных. Господь указал, что, если к их служению приступит кто-то посторонний, то он будет предан смерти (Числ. 1:51). Господь так объясняет причину особого избрания левитов: 

«Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна, из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы— Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои» (Числ. 3:12-13).

Одно событие во время исхода евреев из Египта проливает свет на то, почему участь потомков Левия так сильно отличилась от участи потомков Симеона, несмотря на то что патриарх Иаков дал им одинаковое «проклятие». Когда Моисей увидел тельца, перед которым народ совершал празднование, и услышал ответ Аарона относительно своего поступка, то пророк Божий «увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его» (Исх. 32:25). И дальше Моисей призывает: «Кто Господень — ко мне!» (26 ст.) В ответ к нему собираются только потомки Левия. Услышав повеление Господне от Моисея поражать своих братьев, друзей, ближних, левиты исполняют его. И дальше мы читаем следующую речь Моисея, обращенную к левитам: «Посвятите себя ныне в священники Господа — ценой сына, ценой брата, и тогда вам будет дано благословение!» (Исх. 32:29, Современный русский перевод РБО). 

 

Как левиты получили благословение

В Синодальном переводе мы читаем, что левиты призываются «посвятить свои руки Господу». И учитывая ближайший контекст, создается впечатление, что речь идет об убийстве евреев. Однако если проанализировать использование выражения מלא יד («посвящать руку») в Священном Писании, становится понятно, почему во многих переводах оно переводится как «посвятить, рукоположить, сделать жрецом / священником». Более того, некоторые переводы передают это не как повеление, а как утверждение. Текст оригинала вполне допускает такой вариант — используемая форма глагола  מִלְא֙וּможет быть как повелительным наклонением породы Qal (букв. наполните) так и изъявительным наклонением породы Piel (букв. наполнили). В целом, данную речь Моисея можно перевести так: «Сегодня вы посвятили себя в священники Господа — ценой сына, ценой брата, и Он дал вам благословение сегодня!». Примечательно, что в Септуагинте в данном случае глагол предоставляет индикативную форму, а не повелительную. Более того, именно такой смысл гармонично вписывается в ближайший контекст. В предыдущих стихах указанно, что левиты поступили по слову Моисея и таким образом поразили три тысячи евреев. Поэтому логично, что в своей последующей речи Моисей сказал бы им о последствии их поступка — посредством своей ревности по Богу (им пришлось проливать кровь своих родных и близких), они были рукоположены на служение Господу и получили благословение. А если читать этот стих как повеление, то довольно трудно уловить логику и смысл (если вообще возможно). Ведь получается, что левиты перебили своих соотечественников и после этого Моисей призывает их посвятить себя на служение Господу ценой братьев и сыновей своих. Более того, если допустить, что Моисей действительно повелел им еще что-то сделать с сыновьями и братьями, то мы ожидаем, что они либо послушали, либо не послушали его. Однако в Священном Писании сразу после этой речи Моисея мы читаем следующее: «На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак, я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего» (Исх. 32:30). Мы видим, что история с левитами закончилась. Поэтому более уместно понимать речь Моисея, обращенную к левитам, не как повеление, а как утверждение о тех привилегиях, которые они получили, проявив верность Господу. Таким образом мы видим, что верность левитов в кризисной ситуации послужила причиной не только того, что изначальное проклятие стало благословением («Он дал вам благословение сегодня»), но и того, что они стали наиболее приближенными служителями Господа («Сегодня вы посвятили себя в священники Господа – ценой сына, ценой брата»). 

Интересно также отметить слова Моисея, которым он благословил Левия (Втор. 31:8-11). К тому времени Левий уже умер, поэтому вполне справедливо предположить, что речь идет о его потомках — левитах. Он дает им следующую характеристику:

«Говорит об отце своем и матери своей: "я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают» (Втор. 33:9. Некоторые глаголы стоят в единственном числе, поскольку речь Моисея, согласно Второзаконию, обращена к Левию).

Такое описание, как мы видим целиком соответствует той ревности, какую они проявили в кризисное время, когда народ предался идолопоклонству перед золотым тельцом. Можно сказать, что еще до пришествия благодати левиты исполняли евангельскую заповедь Иисуса Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Как мы видим, они действительно возлюбили Бога больше, чем самых близких людей. 

Пусть же пример левитов поможет еще больше возлюбить Господа и даже в самые кризисные ситуации оставаться верным Ему. Ведь таким образом даже проклятия Господь обратит для нас в благословения.

Читайте также: Пророк Моисей против общества потребления.