Женщины-апостолы

Эль Греко, «Кающаяся Мария Магдалина» 
Источник: «Артхив»

В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа (Рим. 16:7). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым1Bauckham R. Gospel Women. P. 109–202., не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин.

В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов (Мк. 16:9). В числе других равноапостольных женщин — святая царица Елена († 327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии († 335); святая Ольга († 969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось после дующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины.

Читайте также: Женщины в окружении Иисуса: что мы о них знаем

Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи2Для феминистического прочтения Евангелия характерна тенденция преувеличивать роль женщин в окружении Иисуса. См., напр.: Yamaguchi S. Mary and Martha. P. 120–124, 135–138., в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин.

Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины (Деян. 5:14; 8:12; 17:4, 12, 34). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса:

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:27–28).

Источник: Митрополит Иларион, Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 1. Начало Евангелия. Глава 6. Иисус и ученики