Как Иисус Христос делал Своих учеников проницательными?


Андрей Миронов, Христос с учениками
Андрей Миронов, Христос с учениками
Источник: ArtNow

Апостолы оставили все, чтобы следовать за Иисусом! Но от этого их жизнь не стала более комфортной. Скорее наоборот — им доводилось голодать, вплоть до того, что они срывали колосья пшеницы и таким образом на ходу пытались утолить голод (Мк. 2:23). Но мало того, порой им доводилось слышать довольно неприятные слова от Иисуса в свой адрес. 

 

Не поняли притчу

Услышав притчу о сеятеле, ученики не поняли ее смысла. Иисус Христос сказал об этом прямо: «Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» (Мк. 4:13) Евангелист Марк рассказывает, что это произошло наедине: «Когда Иисус же остался без народа, окружающие Его, вместе с Двенадцатью, спросили Его о притче» (Мк. 4:10). Спаситель в ответ подробно объяснил ученикам суть этой притчи (Мк. 4:14-20). Если попытаться на время отбросить свои знания евангельского текста, возникает вопрос: а был ли у учеников хотя бы малый шанс самим понять, что Иисус Христос имел в виду? Судя по Его словам, Он ожидал от учеников понимания. 

 

Не поняли учение 

Второй раз ученики не поняли Его учения о том, что «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15). И снова мы встречаем знакомую картину: «Когда Иисус остается один, ученики подходят к Нему и спрашивают о значении притчи» (Мк. 7:17). Только в этот раз евангелист не указывают, что спрашивали «окружающие вместе с Двенадцатью» (Мк. 4:10), а говорит только об «учениках (Мк. 7:17). Мы ожидаем, что Иисус похвалит учеников за их настойчивость и любопытство (желание понимать тайны Царства Божиего), искренность, честность. Ведь, скорей всего, никто не понял, что Иисус имел в виду. Если и ученики не поняли, то остальные — тем более. Но ученики хотя бы признались в своем непонимании и решились попросить объяснения.

 Читайте также: «Мудры, как змеи, и просты, как голуби». Как это?

Но вот ответ Иисуса несколько озадачивает: «Неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» (Мк. 7:18) Ого! Зачем же так резко? Можно сказать, даже грубовато. Мы готовы заступиться за учеников, ведь они ничего плохого не сделали. Зачем к ним так резко обращаться? В этот раз Иисус по-прежнему подробно объясняет ученикам, что Он имел в виду, и, по всей видимости, они усвоили учение своего Учителя (7:18–23). Остается только догадываться, чего ожидал Спаситель от всех, если даже ученики не поняли, что Он имел в виду.

 

Не рискнули спросить, но догадались сами 

Но потом ученики снова не поняли Своего Учителя. В этот раз они были одни — плыли в лодке и забыли взять с собой хлеб. А Иисус Христос остерегает их: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк. 8:15). Ученики начинают обсуждать между собой, что бы это могло значить (Мк. 8:16). Видимо, они уже не решаются честно признаться Учителю, что не поняли Его. Но от Учителя не скрылось их непонимание: «Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?» (Мк. 8:17-18) Ого-го! Напрашивается вопрос, а в чем ученики так сильно провинились? Почему такое резкое и неприятное обличение? Иисус здесь говорит о них так же, как ранее о толпе, которой не дано знать тайну Царства Божиего (Мк. 4:11-12). 

Интересно, что в этом случае, Иисус так и не объясняет им, что Он имел в виду. Однако, как отмечает евангелист Матфей, услышав эту тираду, «они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (Мф. 16:12). Как они пришли к такому выводу? Плывут себе в лодке с буханкой хлеба, и слышат от Учителя, что нужно беречься закваски фарисейской. Как можно было прийти к выводу, что здесь Иисус предостерегает от учения фарисеев? Самый простой и очевидной ответ — польза предыдущих обличений Учителя. Обличение, пусть резкое и неприятно, сделало их проницательными. 

 

Итог 

Какие же выводы можно сделать? Во-первых, следование за Иисусом, даже если мы оставим все ради Него, не означает, что Он постоянно будет нас гладить по голове, холить и лелеять. Иногда мы будем и «получать по шапке». Во-вторых, обличения — это тот инструмент, которым Господь будет взращивать нашу проницательность. И наконец, нам нужно найти что-то восхитительное и пленяющее в Иисусе Христе, чтобы, даже переживая резкие и неприятные обличения, мы не оставили Его.

 Читайте также: Рассказывал ли Иисус апостолам о Втором пришествии?