Как император искал мощи Божией Матери, или кто первым упомянул о празднике Успения
Успение Божией Матери, роспись в католическом храме св. Михаила, г. Эберсбах, Германия
Источник: Wikimedia Commons
…При императоре Льве (457–474) в Константинополь была доставлена из Иерусалима риза (ἐσθής) Пресвятой Богородицы, которая была положена во Влахернском храме 2 июля 458 года[1].
Об этом событии рассказывается в 40-й главе III книги так называемой «Евфимиевой истории», которую в VIII веке цитирует Иоанн Дамаскин во Втором Слове на Успение:
Выше было сказано, что в Константинополе многие Христовы церкви воздвигла святая Пульхерия. Одной из них является и церковь, построенная во Влахернах в начале царствования блаженной участи Маркиана. Когда [император и императрица] воздвигали там священный дом Всепетой и Всесвятой Богородице и Приснодеве Марии и украшали его всяческими украшениями, то искали всесвятое и богоприемное Ее тело. И, призвав Иерусалимского епископа Ювеналия и палестинских епископов, проживавших тогда в царствующем граде по причине проходившего Халкидонского Собора, говорят им: «Мы слышали, что в Иерусалиме есть первый и особенный храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в селении, называемом Гефсимания, где Ее живоносное тело было положено во гробе. Поэтому мы хотим перенести сюда эти останки под охрану царствующего града».
В свою очередь Ювеналий отвечал: «В Святом и Боговдохновенном Писании не передается ничего о кончине Пресвятой Богородицы Марии. Однако из древнего достовернейшего предания мы узнали, что во время Ее Славного Успения все святые апостолы, которые были рассеянные по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим и, когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно божественное пение высших сил. Так с божественной и небесной славой Она предала Свою святую душу в руки Божии неким неизреченным образом. Богоприемное Ее тело, вынесенное и погребенное с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании. И [на] этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение. Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу. Но они не смогли найти Ее всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись [исходящего] от них несказанного благоухания, они закрыли гроб. Пораженные чудом таинства [апостолы] только и могли подумать, что Бог Слово и Господь Славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Нее и родиться по плоти, а после рождества сохранивший невредимым Ее девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Ее чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения…
Услышав это, цари просили архиепископа Ювеналия прислать им запечатанным тот святой гроб вместе с пеленами и одеждами Славной и Пресвятой Богородицы Марии. И, получив, поставили [его] в священном храме, построенном [в честь] Пресвятой Богородицы во Влахернах. И это было так»[2].
Сама «Евфимиева история» до нас не дошла, хотя цитируемый Иоанном Дамаскиным отрывок, присутствующий во всех рукописях Второго Слова на Успение, был обнаружен в качестве самостоятельного источника в рукописи, датируемой серединой VIII века[3]. Предположительно, «Евфимиева история» была написана в VI веке и содержала жизнеописание некоего Евфимия, современника Халкидонского Собора[4]. Из истории следует, что уже в V веке в Иерусалиме существовало почитание места погребения Божией Матери в Гефсимании…
Ссылки:
[1] См.: Крюкова А. И., Моисеева С. А., Прокопенко Л. В. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах // Православная энциклопедия. Т. LVII. С. 187–191.
[2] Иоанн Дамаскин. Слово 2 на Успение 18 (SC 80, 168–174). Рус. пер.: [Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М., 1997.] С. 289–290.
[3] См.: Wenger P. L’assomption de la Sainte Vierge dans la tradition byzantine du VI au X siècle. Paris, 1955. P. 137.
[4] Подробнее об этом см. в: Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М., 1997. С. 338.