Тайный герой четвертого Евангелия

Апостол Фома
Источник: Klebeband Nr.13 der Fürstlich Waldeckschen Hofbibliothek Arolsen Apostelbildnisse von Schelte a Bolswert nach Gerard Seghers 

История апостола Фомы, который отказался поверить в воскресение Иисуса Христа, пока сам не вложит персты в раны Спасителя, хорошо известна. Но мало кто знает, что Иоанн Богослов, приводя эту историю, выстроил её так, что она стала камертоном его текста. Апостол Фома из сомневающегося и уверовавшего ученика, упомянутого наряду со многими другими людьми, окружавшими Иисуса, превращается в одного из главных героев Евангелия от Иоанна. Как это происходит? Приводим ответ из книги митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение».

 У Иоанна динамика перехода от неверия к вере выражена на примере Фомы. Сначала он, не присутствовавший при первом явлении Воскресшего, являет решительное недоверие к тому, что слышит от учеников: «если не увижу... не поверю». Спустя восемь дней Иисус является вторично и обращается напрямую к Фоме, показывая Ему руки и ребра и говоря: «не будь неверующим, но верующим». Сомнения и колебания исчезают одномоментно, и Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!».

Торжественное исповедание веры Фомы является не только кульминацией рассказа о двух явлениях воскресшего Иисуса ученикам. В каком-то смысле оно — смысловой центр всего четвертого Евангелия. Это единственное Евангелие, в котором слово «Бог» напрямую применяется к Иисусу, причем происходит это в самом первом стихе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Синоптики называют Иисуса Сыном Божьим и Господом, но ни один из них не называет Его Богом. У Иоанна же исповедание того, что Иисус — Бог, является исходным пунктом. От него через серию рассказов о деяниях и словах Иисуса, о Его страданиях, смерти и воскресении Иоанн приводит читателя к исповеданию, в котором сфокусирован весь основной пафос его Евангелия: Иисус — это Бог. Это исповедание вкладывается в уста Фомы, но с ним, по мысли Иоанна, должен солидаризироваться всякий читатель его Евангелия.