Первый храм в честь Богоматери

Церковь Богородицы в Эфесе
Источник: Matthias Holländer | Wikimedia Commons

Строительство храмов в честь Богородицы — более поздний феномен, чем создание Ее живописных изображений. Нам ничего не известно о раннехристианских храмах в Ее честь. Но от V века мы имеем несколько важных свидетельств.

В Святой земле не позднее начала V века был построен храм в честь Девы Марии, именуемый «Кафизма» («сиденье»). Он был возведен на полпути между Иерусалимом и Вифлеемом, над большим камнем, на который, согласно преданию, восходящему к «Протоевангелию Иакова», Мария, ощутив приближение родов, присела, пока Иосиф подыскивал место, где Она затем родила Иисуса.

При раскопках, сделанных в последние несколько десятилетий, возле древнего резервуара для воды, который по-арабски сохранил название «Бар Кадисму» (искаженное «Место Кафизмы»), были обнаружены фундаменты и полы октагональной церкви, воздвигнутой в начале V века у остатков скалы, у которой еще ранее существовало некое небольшое строение, и перестроенной в середине того же столетия1См.: Avner R. The Initial Tradition of the Theotokos at the Kathisma. P. 9–29.. И расположение церкви, и этапы ее перестройки точно соответствуют тому, что известно о церкви «Кафизма»: в середине V века богатая вдова по имени Икелия на свои средства перестроила храм, а также установила совершение в нем на праздник Сретения Господня шествия со свечами2Об этом пишет Кирилл Скифопольский в своем «Житии преподобного Феодосия Киновиарха».. Вероятно, именно в этом храме иерусалимский пресвитер Исихий произнес две гомилии, посвященные Деве Марии: одну не позднее 428 года, другую между 431 и 433 годами3Schoemaker S. J. The Cult of the Virgin in the Fourth Century. P. 75; См. также: Ткачев Е. В. Исихий Иерусалимский.С. 272..

В Ефесе, где проходил III Вселенский Собор, не позднее чем к концу 1-й трети V века также существовал храм в честь святой Марии. Возможно, он был построен специально к Собору4Сохранились развалины этого храма. См. о нем: Karweise S. The Church of Mary and the Temple of Hadrian Olympios. P. 311–320.. Беседа святого Кирилла Александрийского, произнесенная летом 431 года, сразу же после низложения Нестория, прозвучала именно в этом храме. Об этом свидетельствует название беседы — «произнесенная в Ефесе к Несторию, когда пришли семеро в Святую Марию»5Поводом к беседе послужил приход семи епископов, которые присоединились к прославлению Марии как Богородицы.. Беседа начинается со слов: «Вижу светлый собор всех святых, поспешно сошедшихся по призыву святой Богородицы и Приснодевы Марии». А завершается призывом «благоговейно чтить и смиренно исповедовать единение6Божества и человечества в Иисусе Христе., повиноваться боголюбезнейшему императору, покоряться начальствам и властям, и со страхом и трепетом чтить и славить нераздельную Троицу, ублажая и Приснодеву Марию, святой храм [Божества], и Ее Сына и непорочного Жениха»7Кирилл Александрийский. Беседа 4-я, произнесенная в Ефесе к Несторию, когда пришли семеро в Святую Марию (PG 77, 992 BC). Рус. пер.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 281..

Источник: митрополит Иларион, «Тайна Богоматери».