От послушания до бунта: как пророки реагировали на призвание
Святой Пророк Осия. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. 1312 год
Источник: Демид / Fotoload
Инициатива призвания пророка исходит от Бога: от человека требуется лишь в точности исполнить то, что Бог повелевает ему. Призвание происходит в конкретный, четко датированный период времени, сопровождается видением, имеющим символический смысл, и голосом Божиим, обращенным непосредственно к тому, кого Бог избирает на служение. Вмешательство Бога в жизнь пророка, до этого, возможно, и не подозревавшего о своей особой миссии, бывает неожиданным, приводит пророка в трепет и вызывает различную реакцию: если Исаия с готовностью принимает возложенную на него Богом миссию и даже как будто бы сам вызывается ее исполнить, то Иеремия, напротив, колеблется, и лишь властный голос Бога заставляет его повиноваться призыву.
В книге Ионы описывается еще один вариант реакции пророка на призвание: активное противодействие. Бог посылает Иону в Ниневию, но он вместо этого бежит от лица Господня (Иона 1:1–3), подобно Адаму, который пытался скрыться от Бога в раю (Быт. 3:8). Серия чудесных событий, включая поглощение Ионы китом, заставляет пророка вернуться на исходную позицию. Его противодействие воле Божией не оказывает на Бога никакого влияния. Как только он вновь на суше, слово Господне обращается к нему вторично: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что я повелел тебе (Иона 3:2). Бог остается непреклонен, Его воля неизменна, и пророк должен выполнить ее, хочет он этого или нет.
Читайте также: в чем состояла «работа» пророка?
Иногда Бог призывает пророка к действиям, которые не поддаются ни логическому обоснованию, ни, как кажется, оправданию с точки зрения общепринятой человеческой морали. Осии Бог сначала повелевает: Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа (Ос. 1:2). Пророк берет в жены блудницу, и она рожает ему сына и дочь. Затем Бог дает новое повеление пророку: Иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам... (Ос. 3:1). Все эти повеления и действия обычно толкуют символически — как видение, притчу или аллегорию, указывающую на неверность Израиля по отношению к Богу1 См.: Арсений (Соколов), игум. Странный брак, необычные дети. С. 82–83; Pentiuc E. J. LongSuff ering Love. P. 90–82..
Впрочем, некоторые древние толкователи допускают историчность описанных в книге событий. Ириней Лионский, в частности, пишет:
Не через видения только, которые были видимы, и не через слова возвещаемые, но и в действиях Он являлся пророкам, чтобы через них (пророков) прообразовать и предпоказать будущее. Поэтому пророк Осия взял жену-блудницу, своим действием пророчествуя, что будет блудодействовать от Господа земля, то есть живущие на земле люди, и от такого рода людей Бог благоволит взять Церковь, которая будет освящена через общение с Его Сыном, как и та женщина освятилась чрез общение с пророком2 Ириней Лионский. Против ересей. 4, 20, 12 (SC. 100, 668–670). Рус. пер.: С. 377. См. также: Феодорит Кирский, блж. Толкование на пророка Осию (PG. 81, 1553–1556). Рус. пер.: Ч. 4. С. 251– 252..
В служении пророков слово сочеталось с делом. Пророки не только возвещали людям слова Божии, призывали к вере, покаянию, исполнению заповедей и законов, обличали за идолопоклонство, непослушание Богу, уклонения от нравственной чистоты. Они также совершали различные действия, через которые слава Божия являлась народу. Некоторые пророки обладали дарами чудотворений. Чудеса пророков Илии и Елисея описаны в Третьей и Четвертой книгах Царств.
Слушайте книги великих пророков первыми на Рождественском марафоне.
Особые взаимоотношения связывали пророков с правителями Израиля. Сама царская власть в Израиле проистекала из пророческой харизмы: пророк Самуил помазал Саула, ставшего первым израильским царем (1 Цар. 10:1). Однако после того, как Бог объявил Самуилу, что Саул отвратился от Него и не исполнил слово Его, пророк сказал ему: За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем] (1 Цар. 15:23). Попытки Саула оправдаться и принести раскаяние были безуспешны: Бог остался непреклонен. Тогда Самуил прекращает всякие сношения с Саулом (1 Цар. 15:35) и по повелению Божию помазывает на царство Давида. После этого Дух Господень отступает от Саула и почивает на Давиде (1 Цар. 16:12–14).
Вестником воли Божией для Давида становится пророк Нафан (2 Цар. 7:5). После того как Давид послал на смерть своего военачальника, чтобы взять себе в жены его жену, Нафан приходит к царю и рассказывает ему притчу о богатом человеке, отнявшем единственную овцу у бедного (2 Цар. 12:1–4). Давид не сразу понимает, что притча обращена к нему. Тогда пророк объявляет ему волю Божию: Не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем (2 Цар. 12:10–12).
Источник: Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 1. Начало Евангелия.