О знамении с неба

Седмица 30-я по Пятидесятнице


Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете?

Мк. 8: 11-21

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как фарисеи просят Иисуса показать им знамение.

«Какого же знака просили они с неба, — задается вопросом святитель Иоанн Златоуст, — остановки солнца? обуздания луны? низведения грома? перемены воздуха или еще что-нибудь в этом же роде? ... Если они говорили о знамениях, что были при фараоне (Исх. 3-15), то в те времена требовалось избавиться от врага, так что знамения имели место по понятной причине. Тот же, кто пришел к друзьям, не испытывает нужды в подобных знамениях…Фарисеи искали Его не для того, чтобы в Него уверовать, но чтобы Его схватить».

Те, кто не хотели верить в совершаемые Иисусом чудеса, отказывались видеть очевидное, подобно Цицерону или рационалистам нового времени, считавшим, что чудес не бывает. Таких рационалистов было немало в Палестине времен Иисуса.

Другая тема, которая часто возникает в Евангелии, и тоже звучит в сегодняшнем евангельском чтении, – это тема непонимания и духовной слепоты людей, окружавших Иисуса. Он спрашивает Своих учеников: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?» (Мк. 8:17–18).

 Эти слова отражают эмоциональную реакцию Иисуса на рассуждения учеников о том, что они не взяли с собой хлеб — рассуждения, вызванные Его словами: «Берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк. 8:15).

С помощью образа закваски Иисус предостерегает Своих учеников от качеств, свойственных фарисеям и Ироду, но ученики воспринимают эти слова в материальном смысле.

 Если в первой половине Евангелия от Марка доминируют рассказы о чудесах, то во второй описаны только три чуда, причем два из них — исцеления слепых. Второй из этих случаев исцеления (Мк. 10:46–52) происходит непосредственно перед входом Иисуса в Иерусалим. Во второй половине Евангелия от Марка мы встречаем наибольшую концентрацию диалогов между Иисусом и учениками — диалогов, в которых ученики проявляют непонимание того, что Он говорит и делает.

Все эти эпизоды умещаются на небольшом пространстве между одним и другим случаями исцеления от слепоты. И все они — каждый по-своему — раскрывают тему духовной слепоты, от которой ученики постепенно избавляются.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».