Второе послание апостола Павла к Коринфянам: причины и контекст написания
Второе послание к Коринфянам — одно из самых личных посланий апостола Павла. Из него мы узнаем о жизни апостола, о его отношениях с основанными им христианскими общинами, а также о его тактике решения проблем. Трудно сказать достоверно, с какой целью было написано это послание. Приведем одну из гипотез, которая поможет лучше понять некоторые его места.
Вскоре после написания Первого послания апостол посетил коринфскую общину второй раз. В то время Господь, если можно так сказать, унизил апостола. Некий человек нанес оскорбление апостолу, подорвал его авторитет. По приезду апостола последовало жесткое выяснение отношений. Из-за этого коринфяне не собрали милостыню, которую апостол планировал отнести христианам из евреев.
Покинув коринфян, апостол написал им письмо, в котором очевидно обличал их и даже ругал. Он признается, что писать это письмо было больно, и он много плакал, когда писал его. К настоящему времени это письмо не сохранилось. После этого Павел послал своего ученика Тита узнать о реакции коринфян на его послание. Оказалось, они последовали призыву апостола, покаялись и уже хотят вновь встретиться с апостолом — не для выяснения отношений, а чтобы восстановить дружбу, выразить свое почтение к Павлу. Узнав об этом, апостол хвалит коринфян за их покаяние и в то же время призывает их собрать милостыню, которая по плану должна была быть готова еще к прошлому визиту.
Смотрите также: Апостол Павел: характер и черты личности.
Тогда же к коринфянам пришли некоторые иудейские учителя, которые начали проповедовать иудейство. Поэтому апостол в послании уделяет также внимание различию между ветхозаветным служением и новозаветным. Появившиеся лжеучителя различными способами старались подорвать авторитет апостола. Этой проблеме Павел уделяет особое внимание — для него это личный вопрос. Он сам насаживал веру в коринфской общине, и когда эти самозванцы начали приписывать себе его заслуги и при этом еще и подрывать его авторитет, уводя христиан от истинной веры, апостол не собирался с этим мириться или отнестись к этому легкомысленно. Он защищает свой авторитет и показывает, что значительно превосходит этих псевдоапостолов, несмотря на то, что внешне его жизнь может показаться не очень впечатляющей.
В то же время, несмотря на все нестроения, которые создавали эти мошенники, иронично называемые Павлом «супер-апостолами», Христова апостола больше беспокоили сами коринфяне. Почему они начали слушать этих самозванцев? Ведь таким образом они отреклись не только от апостола, но и от самого Христа. Апостол готовится к третьему визиту, однако он хочет, чтобы это была действительно теплая встреча. А потому просит коринфян, чтобы они проверили крепость своей веры. В целом, их отношение к Павлу, сбору милостыни, их доверие лжеучителям говорит только об одном — произошла катастрофа. И апостол хочет, чтобы они осознали это и исправились еще до его прихода, чтобы они смогли насладиться временем, проведенным вместе. Павел не хочет показывать всю власть и силу, которыми Бог наделил его, чтобы наказать виновных. Но в то же время он предупреждает христиан — если они сами не исправятся, он будет вынужден к этому прибегнуть. Заканчивается послание призывом к воплощению христианских ценностей в жизни и напутственным благопожеланием.
В следующих публикациях мы представим авторский перевод-парафраз этого послания. Узнать больше о переводах-парафразах можно в статье.