Иуда — преступник или жертва?
Краткое текстовое изложение:
Вопрос: Иисус знал, что Его предаст Иуда? И что было бы, если бы Его не предали? И если не Иуда, то кто-то должен был это совершить? Иисус говорит, что ближе к Нему будет тот, кто больше пострадает во имя Его. А не Иуда ли больше всех пострадал? Ведь он проклят в веках. Я не верю, что Иисус обрек его. Мне кажется, что Иисус выбрал его как самого сильного из учеников и именно Иуде доверил предать Его.
Митрополит Иларион: Эта точка зрения находит отражение в художественных произведениях, таких как рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», рассказ Леонида Андреева «Иуда Искариот» или роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
С точки зрения Церкви Иуда является прежде всего предателем, и не потому, что его к этому предназначил Иисус, а потому, что он сам сделал такой выбор. Когда Иисус избирал двенадцать Своих апостолов, Он каждому из них дал равный шанс стать Его учеником. Более того, каждого из них Он наделил чудотворной силой: они уже при Его жизни могли во имя Его творить чудеса, в том числе и Иуда. Он ничем не был обделен по сравнению с другими учениками и ничем не был выделен, кроме того, что ему было поручено носить общую кассу.
Но в какой-то момент в его душе созрел план предательства. Существуют разные мнения, почему это произошло. Одни считают, что он прельстился деньгами, потому что все время находился рядом с ними. Может быть, он подворовывал из этой церковной кассы. А может быть, у него возникли еще какие-то соображения, как устроить свою жизнь за счет денег общины.
Другая причина могла заключаться в разочаровании в Иисусе. Иуда мог ожидать, что Иисус станет царем, потому что Он все время говорил о каком-то Небесном Царстве. Он мог ожидать, что он, Иуда, и другие ученики получат некую политическую власть, а видел, что ничего этого не происходит. Что Иисус, хотя и вошел в Иерусалим со славой, не получил никакой политической власти, что тучи вокруг Него сгущались и религиозная элита была Им недовольна. И вот он решил предать Спасителя.
Иисус действительно об этом знал, Он это чувствовал. Он даже намекал Иуде, что Он об этом знает. Он сказал такие странные слова: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27). Но Он сказал это не для того, чтобы Иуда совершил предательство по Его повелению, а, наверное, для того, чтобы все-таки остановить предателя хотя бы в последний момент. Потому что до тех пор, пока преступление не было совершено, Иуда мог остановиться. Этого не произошло.
Более того, уже после того, как преступление было совершено, Иуда мог вернуться к Иисусу, мог припасть к Его кресту, на котором Он был распят. Он мог вернуться в общину учеников, мог принести покаяние. Но ничего этого он не сделал. Свой грех он усугубил еще одним тяжким грехом – совершил самоубийство.
Поэтому Церковь дает ясный ответ: Иуда был предназначен к апостольской миссии, но он добровольно и сознательно от этой миссии уклонился, вместо этого выбрав предательство. Это один из примеров того, как свободная воля человека может воспрепятствовать Богу спасти его.
Читайте также: Зачем было написано «Евангелие Иуды?» Интервью с Алексеем Морозовым.