Двенадцатый апостол Христа
Вопрос: Апостол Павел в первом послании к коринфянам утверждает, что Иисус после Своего воскресения явился Кифе, а потом двенадцати (1 Кор. 15. 5). Тут, очевидно, имеются в виду двенадцать учеников, однако как Он мог явиться всем двенадцати, если Иуда в то время уже не был в их числе? Возможно ли такое, что изначально Иуда не воспринимался христианской традицией как предатель?
Митрополит Иларион: У нас нет никаких оснований предполагать, что такое возможно. Напротив, все четыре Евангелия однозначно свидетельствуют о том, что Иуда с самого начала воспринимался как предатель. Другой вопрос, почему Павел говорит о двенадцати.
Здесь есть два объяснения. Во-первых, если мы откроем книгу его Деяний апостольских, мы увидим, что первым же актом апостольской общины после того, как Иуда отпал от нее, было избрание двенадцатого апостола на его место. Вполне возможно, что воскресший Иисус явился уже этой восполненной апостольской общине.
Другое объяснение заключается в том, что слово двенадцать употреблялось как своего рода коллективное наименование группы учеников Иисуса Христа, даже если на тот момент их было не двенадцать, а одиннадцать.
Смотрите также: Алексей Морозов. «Зачем было написано "Евангелие Иуды?"»